СОРОКА И МЕДВЕДЬ
Эй, Медведь, ты днём что делаешь?
Я-то? Да ем.
А ночью?
И ночью ем.
А утром?
И утром.
А вечером?
И вечером ем.
Когда же ты тогда не ешь?
Когда сыт бываю.
А когда же ты сытым бываешь?
Да никогда…
СОРОКА И ЗАЯЦ
Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
Э-э, Сорока, всё равно плохо…
Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
Э-э, Сорока, невелико счастье…
Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья…
ЛИСА И МЫШЬ
Мышка-трусишка, ты треска боишься?
Ни крошечки не боюсь.
А громкого топота?
Ни капельки не боюсь!
А страшного рёва?
Нисколечко не боюсь!
А чего ж ты тогда боишься?
Да тихого шороха…
КТО КАК СПИТ
Ты, Заяц, как спишь?
Как положено - лёжа.
А ты, Тетёрка, как?
А я сидя.
А ты, Цапля?
А я стоя.
Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!
А как же ты, Летучая мышь, спишь-отдыхаешь?
Да вниз головой…
ЛИСИЦА И ЁЖ
Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
Да не то чтоб некрасивый…
Может, я с колючками неуклюжий?
Да не то чтоб неуклюжий!
Ну так какой же я такой с колючками-то?!
Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный…
СОРОКА И ЗАЯЦ
Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!
А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!
ОДУВАНЧИК И ДОЖДЬ
Ура! Караул! Ура! Караул!
Что с тобой, Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь жёлтый весь! Чего ты то «ура», то «караул» кричишь?
Закричишь тут!.. Корни мои рады тебе, Дождю, радёшеньки, всё «ура» кричат, а цветок «караул» кричит - боится, что пыльцу испортишь. Вот я и растерялся - ура, караул, ура, караул!
КРОТ И ФИЛИН
Слушай, Филин, неужели ты меня проглотить можешь?
Могу, Крот, могу. Я такой.
Неужто и зайчонка протолкнёшь?
И зайчонка протолкну.
Ну а ежа? Хе-хе…
И ежа проглочу.
Ишь ты! А как же колючки?
А колючки выплюну.
Смотри какой молодец! А медведь вон на ежа даже сесть боится…
Лесные шорохи (читать с иллюстрациями)
Николай Сладков
Лесные шорохи
Окунь и Налим
Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные - один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?
- А то, что для всех рыб зимою - зима, а для меня, Налима, зимою - лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!
- Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…
Выдра и Ворон
Скажи, Ворон, мудрая птица, зачем люди костёр в лесу жгут?
- Не ожидал я, Выдра, от тебя такого вопроса. Промокли в ручье, замёрзли, вот и костёр разожгли. У огня греются.
- Странно… А я зимой всегда в воде греюсь. В воде ведь морозов никогда не бывает!
Заяц и Полёвка
Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листочков сочных погрызть - терпи до весны. А где ещё та весна - за горами да за морями…
- Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли - там и брусничка зелёная, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.
Барсук и Медведь
Что, Медведь, спишь ещё?
- Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался - пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!
- А может, Медведь, нам вставать пора?
- Не пора. Спи ещё.
- А не проспим мы с тобой весну-то с разгона?
- Не бойся! Она, брат, разбудит.
- А что она - постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём-то тяжёл!
- Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока - небось не залежишься! Спи уж, пока сухой.
Сорока и Оляпка
О-о-ой, Оляпка, никак купаться в полынье вздумала?!
- И плавать и нырять!
- А замёрзнешь?
- У меня перо тёплое!
- А намокнешь?
- У меня перо водоотталкивающее!
- А утонешь?
- Я плавать умею!
- А…
а…
а проголодаешься после купания?
- А я для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!
− Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ножки?
− А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!
Ястреб и Оляпка
− Ну, Оляпка, попадись: сейчас я тебя сцапаю!
− А я, Ястреб, от тебя в полынью нырну.
− А я тебя у полыньи подкараулю!
− А я во вторую полынью выскочу.
− А я у второй подкараулю!
− А я тогда в первую выскочу.
− А я… И долго ты так от полыньи к полынье будешь мотаться?
− Да пока тебе за мной гоняться не надоест!
Сорока и Волк
− Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
− От голода.
− И рёбра торчат, выпирают?
− От голода.
− А воешь чего?
− От голода.
− Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
− От голода.
Воробей и Синица
− Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?
− Ружьё?
− Э-э, не угадала!
− Пушка?
− Опять не угадала!
− Какое же тогда, Воробей?
− Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки − только успевай отскакивать! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей!
Сорока и Заяц
− Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
− Э-э, Сорока, всё равно плохо…
− Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
− Э-э, Сорока, невелико счастье…
− Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
− Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья…
Волк и Сова
− Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.
− А ты, Волк, что ешь-то?
− Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят…
− Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!
Ласка, Белочка и Медведь
− Я, Ласочка, к зиме беленькой стала − как берёзка!
− А я, белочка, серенькой − как осинка!
− Ну а я, Медведище, как ёлочки: зимой и летом одним цветом!
Дятел и Тетерев
− Здравствуй, Тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?
− Летал я «над», спал «под».
− Что это за ребус такой: то «над», то «под»?
− Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.
− Ишь какая у тебя жизнь развесёлая. А я, горемыка, всё «в» да «в». Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Ску-учно!
— Сорока и Волк; Медовый дождь; Рыбьи пляски!
Сорока и Волк
– Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
– От голода.
– И рёбра торчат, выпирают?
– От голода.
– А воешь отчего?
– От голода.
– Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: «от голода», «от голода», «от голода»! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
– От голода…
Медовый дождь
На небе ни облачка, а по листьям дождь шуршит! Листья мокрые и блестящие, капельки с листьев скатываются в траву. И на лицо капли падают. Вытираю лицо ладонью и чувствую на губах… вкус мёда! Выставил под дождь ладонь, лизнул, понюхал – так и есть: мёд. Шуршит в лесу дождь медовый, на траве роса медвяная!
А пчёл не видно, и на небе ни облачка…
Смотрю растерянно по сторонам.
На мокрые листья садятся полосатые, как тигры, осы и шершни. По сырым травинкам карабкаются шустрые муравьи.
И муравьи, и осы сосут медовые капли.
И вдруг понимаю, что дождинки медовые не с неба падают, а с листьев клёна! Нависли клёны как туча зелёная, из-под каждого листа падают капли. А из-под дерева – дождь!
Оказалось, на изнанке листьев расселись тли, уткнули в лист хоботки и сосут сладкий кленовый сок. Неисчислимые стада тлей! И все сосут. Сок вытекает, тли роняют капельки – шумит сладкий древесный дождь!
Для всех сладкоежек июнь в лесу – медовый месяц.
Рыбьи пляски
До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солнце поднялось багровое, и всё – земля и небо – окрасилось в красный цвет.
Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крылья уток, и крылья у них снизу – розовые.
Необыкновенный рассвет!
Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной. Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплескивая снопы искр.
Всё ближе чайки, всё резче их крики.
И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в красную воду. Вот вылетел целый косячок и рассыпался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной!
Рыбьи пляски!
Гляжу во все глаза. Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это удивительное красное утро?
А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятнышко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой.
Вот нырнула, будто растаяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и заплясали: вверх-вниз, вверх-вниз!
Чайки увидали – упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.
Всё стало обыкновенным…
Солнце поднялось – и чёрные чайки стали белыми, чёрные рыбки – серебристыми, красная вода – серой. Лиловое облачко на горизонте шевельнулось и растаяло.
Хищники – чайки и выдра – вслед за пляшущими рыбками скрылись за поворотом реки.
А я сидел у коряги и записывал то, что видел.
Чуткая музыка всюду живёт,
Только прислушаться надо.
– Кто из вас понимает язык животных?
– Кого боится Заяц, назовите его врагов.
– Как вы понимаете выражение «заячья душа»?
– Каким показан Заяц в этом лесном разговоре? Почему вы так решили?
ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ
Сорока и Заяц
– Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!
– А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе – прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!
– Почему Заяц ел горькую осину и не жмурился? Что значат слова Зайца о том, что на первое блюдо у него только свежий воздух, на второе – прыжки по снегу?
– Какая главная мысль произведения?
На доске – иллюстрация (слайд) «Лесной разговор Лисы и Зайца».
– Прочитайте самостоятельно.
4. Творческое задание.
– Придумайте ответ Зайца Лисе. Сравните с тем, как это написано у автора.
IV. Итог урока.
Инсценировка диалога.
Заранее подготовленные дети в масках разыгрывают диалог-вывод Н. Сладкова «Заяц и Белка»:
– Ты слышал новость, Заяц?
– Я всё, Белка, слышу: эвон уши-то у меня какие!
– Так что же ты своими ушами слышал?
– Я слыхал, что тебя, Белка, Лиса съела!
– Ну, это что! А я вот слыхала, что ты, Заяц, Лису съел!
– Вот это да! Что же мне теперь делать?
– Известно что: глазам верить, а не ушам!
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
с. Никулин
Сравнение произведений Н. Сладкова и Е. Чарушина.
Урок 21
Н. НОСОВ «ЗАТЕЙНИКИ»
Цели: познакомить с рассказом Н. Носова «Затейники»; развивать навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить с помощью интонации передавать настроение и чувства героев, составлять план рас-сказа.
Ход урока
I. Организационный момент.
− Отгадайте загадку:
Он не знает ничего.
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его? ... (Незнайка.)
II. Объявление темы урока.
На доске: рисунок с изображением Незнайки; выставка книг о сказочном герое.
− Какие книжки про Незнайку вы знаете? («Незнайка в цветочном городе», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».)
− Кто придумал Незнайку и его друзей из Цветочного города? (Это писатель Николай Николаевич Носов.)
− Если вы составите слово из данных слогов, то узнаете название рас-сказа Н. Носова.
На доске:ТЕЙ ЗА КИ НИ
− Какое слово получилось?(Затейники.)
− На уроке прочитаем рассказ «Затейники», составим его план.
III. Работа по теме урока.
− Ребята, а кого называют затейниками? (Тех, кто затевает интересные дела или игры.)
− Подберите синонимы к слову «затейники». (Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки.)
Первичное чтение рассказа «Затейники» учителем.
– «Затейники» – первый рассказ, написанный Н. Носовым.
– Что вас рассмешило в этом рассказе? Что удивило?
Выборочное чтение.
− Кто герои рассказа? Назовите их имена. Большие они или маленькие?
– Какую игру затеяли ребята? Что они для этого сделали?
– Чего испугались ребята? Как об этом написано в рассказе?
– Почему ребята больше не стали играть в «Три поросёнка»?
– Доводилось ли вам играть в страшные и смешные истории из книг? Какие игры знаете вы?
– Стихотворение А. Барто познакомит вас с игрой, которая называется «Гуси-лебеди».
Стихотворение читает учитель или заранее подготовленные дети:
Малыши среди двора
Хоровод водили,
В «гуси-лебеди» игра,
Серый волк – Василий.
– Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
– Почему ты нас не ешь? –
Говорит Маруся.
– Раз ты волк, так ты не трусь! –
Закричал на волка гусь. –
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил:
– Я не трушу,
Нападу на вас сейчас,
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
А. Барто
Беседа по вопросам учебника.
Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.
5. Составление плана и пересказ текста.
1. Чтение сказки «Три поросёнка».
2. Постройка домика.
3. Может быть, это серый волк?
4. Так и не стали играть в «три поросёнка».
− Используя план, перескажите рассказ по цепочке.
– Получилось ли у вас так же смешно, таинственно, страшно, как у автора? Почему? (Н. Носов использует диалоги, они делают рассказ смешным и интересным.)
Чтение рассказа по ролям.
– Прочитайте рассказ про себя и обозначьте карандашом роли. Обязательно ли читать слова автора? Какие из них можно не читать? Возьмите их карандашом в скобки.
– Подумайте, как (с какой интонацией) нужно произносить слова героев в каждом эпизоде.
IV. Итог урока.
− Интересным ли был для вас урок? Почему?
− У Н. Н. Носова много других произведений о детях. Книги писателя вы можете взять в библиотеке.
Учитель знакомит детей с выставкой книг Н. Носова.
Урок 22
Г. САПГИР «ЛЮДОЕД И ПРИНЦЕССА,
ИЛИ ВСЁ НАОБОРОТ»
Цели: познакомить с произведением Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»; воспитывать положительное отношение к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
− Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и дружны.
II. Объявление темы урока.
− На уроке познакомимся со стихотворением-сказкой Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Г. Сапгир писал стихи для взрослых, но узнали его именно как детского поэта. А начиналось все так…
«В 1960-е годы в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был главный редактор по имени дядя Юра, а если по-взрослому – Юрий Павлович Тимофеев. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: «А напиши-ка ты для нас стихи!»
– О чем? – спросил Сапгир.
– О чем угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.
– А если апрель, то можно я напишу про котов?
– Хорошо, – сказал дядя Юра.
И получились такие стихи:
Мяу! Наконец тепло. Весна.
В апреле кошкам не до сна.
Не понимаю, как в апреле
Ребята могут спать в постели.
Гуляли бы себе по крышам
Под месяцем большим и рыжим.
− И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Так появились на белый свет “Людоед и принцесса, или Всё наоборот”».
Кира Сапгир
III. Работа по теме урока.
Похожие статьи