Дирижабль «Гинденбург» (22 фото). Крушение дирижабля «гинденбург Гинзбург дирижабль

Дирижабль «Гинденбург» построенный в 1936 году на заводе Фердинанда Цеппелина в Германии сыграл огромную роль в истории авиации. Оснащен по последнему слову техники в то время, имея особую полужесткую конструкцию корпуса, был символом мощи и величия «третьего рейха».

Компания «Цеппелин», возглавляемая Эрнстом Леманном, была абсолютно уверена в надежности «Гинденбурга», который должен был возглавить целую серию воздушных кораблей для трансатлантических перелетов. Дирижабль «Гинденбург» был самым большим подобным летательным аппаратом в мире в свое время. Он имел 245 метров в длину и 41 метр в диаметре. Внутри дирижабля находилось 200000 кубометров водорода.

Дворец в воздухе, так про него говорили, был способен с особым комфортом доставить 72 пассажира через океан на скорости 140 километров в час. Чтоб последние не скучали во время поездки, на дирижабле талантливые повара готовили прекрасную пищу, специально сконструированный легкий рояль играл чудесную музыку, и даже в баре подавали особый коктейль под названием «Гинденбург».

Так выглядел интерьер Дирижабля «Гинденбург».

Роковым стал 18 рейс через Атлантику в Нью-Йорк. 6 мая 1937 года его ждали репортеры, кинооператоры и команда, которая помогала причалить этому огромному гиганту (размеры больше чем в 2 раза превышали футбольное поле). Незадолго после начала посадки – дирижабль вспыхнул. Но благодаря опытному командиру корабля Марку Пруссу и слаженным действиям команды, все же удалось спасти 61 жизнь. До сих пор сохранились кадры крушения дирижабля, которые Вы можете посмотреть ниже. После этого случая эра дирижаблей закончилась. Почему случился взрыв – до сих пор загадка.

В Нью-Йорк «Гинденбург» прибыл 6-го мая. Серебристая сигара снизилась и проплыла мимо небоскребов. Дирижабль настолько близко подошел к «Эмпайр Стейт Билдинг», что пассажиры могли разглядеть в его окнах фотографов, снимавших пролетающий мимо гигант. Внизу на Бродвее и прилежащих улицах собирались толпы людей, которые, задрав головы, смотрели вверх.

Взбудоражив жителей Нью-Йорка своим появлением, удовлетворив собственное тщеславие, капитан Пруст направил «Гинденбург» к месту посадки – в пригород Лейкхерст. Здесь уже несколько сот человек поджидали своих родных и друзей, возвращавшихся из Европы. Была возведена специальная мачта для причаливания дирижабля, однако сильный ветер и начавшаяся гроза задержали остановку. Слишком опасно было цепляться за металлическую мачту, когда в воздухе вспыхивают молнии. Из-за плохой погоды дирижабль больше часа кружил над Лейкхерстом. Наконец, описав широкую петлю над аэродромом и все еще борясь с ливнем, он взял курс на причальную мачту.

И вдруг случилось совершенно невероятное. Сначала послышался глухой взрыв, потом на корме показался сноп пламени, которое в несколько секунд охватило весь дирижабль. И вскоре дирижабль плашмя упал на землю. Эта страшная трагедия произошла так внезапно, так быстро, что все собравшиеся на аэродроме люди поначалу просто растерялись. Потом поднялась паника, и толпа в суматохе начала разбегаться в разные стороны. Из длинного корпуса дирижабля с громадной силой вырывались языки пламени, и через четыре минуты «Гинденбург» полыхал уже весь.

Из 97 пассажиров и членов команды спаслось 62 человека – почти две трети. К счастью, большинство людей находилось в носовой части «Гинденбурга». Они еще ничего не могли понять, но по наклону корпуса дирижабля и по заметавшимся на земле фигуркам людей сообразили, что произошло что-то непредвиденное.

12 человек команды во главе с капитаном Максом Прустом были прижаты к земле раскаленными частями горящего фюзеляжа. Сильно обожженные, они все же выбрались из-под обломков. Макс Пруст был тяжело ранен. Как горящий факел, выскочил из дирижабля Эрнст Леманн, но на следующий день он умер в больнице.

Гибель «Гинденбурга» произвела в Германии самое тягостное и удручающее впечатление. Все немецкие газеты посвящали катастрофе целые полосы. Долгое время, согласно официальной версии, причиной трагедии считали воспламенение водорода. Если бы вместо водорода дирижабль был заполнен гелием, то такой катастрофы бы не случилось. Но гелий немцы не могли использовать, так как он производился только в Штатах, а закупать его там немцы опять-таки не могли из политических и финансовых соображений.

Но в 1972 году вышла книга М. Муни «Гинденбург», которая начисто опровергает официальную версию. Автор ее после тщательного изучения немецких и американских архивов пришел к выводу, что дирижабль взорвался из-за диверсии. Один из членов экипажа – Эрих Шпель, разочаровавшись в гитлеровском режиме, подложил фосфорную бомбу. В результате ее взрыва и произошла катастрофа, потрясшая весь мир.

С тех пор дирижабли, летающие на водороде, больше не строили. И вообще гигант, подобный «Гинденбургу», больше никогда не был построен. Трагедия надолго напугала человечество.


Дирижабли - огромные заполненные газом конструкции - появились в начале XX века. В течение нескольких десятилетий все воспринимали их с энтузиазмом и считали практичным и эффективным решением для перевозки с комфортом большого количества людей или перевозки военных грузов. Но в 1930-х случилась трагедия, которая в корне изменила отношение к дирижаблям. Сегодня же, по прошествии почти века дирижабли снова возвращаются на арену, но уже в новом обличье.

Гибель «Гинденбурга» 6 мая 1937 года стала концом эпохи дирижаблей. Вид гигантского немецкого цеппелина, падающего в пламени возле Лейкхерста, Нью-Джерси, испугал людей. Дирижабль сгорел в считанные секунды, погибло 35 из 97 пассажиров, а фотографии и кинохроники жуткого события вызвали шок у людей по всему миру.

Неудивительно, что популярность полетов в массивных конструкциях, заполненных газом, упала до нуля, и индустрия так и не восстановилась. Но мечта о путешествиях в аппаратах легче воздуха не умерла до сих пор. Поэтому правительственные агентства и частные компании продолжают экспериментировать с огромными дирижаблями по сей день.

1. Aeroscraft ML866


Инженеры Aeroscraft Corporation взялись за колоссальную задачу - построить дирижабль с внутренним пространством площадью 465 квадратных метров.

Презентуемый как «летающая яхта», Aeroscraft ML866 в настоящее время пребывает в стадии постройки, и будет завершен в 2020 году. Генеральный директор и главный инженер компании Игорь Пастернак заявил, что размеры дирижабля составят 169 метров в длину и 29 метров в ширину. Для сравнения, размеры «Гинденбурга» составляли 245 метров в длину и 41 метр в ширину, а внутренняя полезная площадь - около 557 квадратных метров.

В баллоны Aeroscraft ML866 будет закачан гелий, а не легковоспламеняющийся водород, который вызвал пожар на «Гинденбурге».

При эксплуатации новый дирижабль сможет достичь крейсерской высоты 3 658 метров и сможет пролететь до 5 000 километров. Заявленная грузоподъемность - 66 тонн.

2. Airlander 10


В настоящее время крупнейший в мире летательный аппарат на гелии является Airlander 10 - спроектированный и изготовленный британской компанией Hybrid Air Vehicles аппарат, который объединяет в себе технологии вертолетов и самолетов. В длину он достигает 92 метра (для сравнения, самый большой пассажирский самолет Airbus A380 длиной всего 71 метр).

Крейсерская высота полета дирижабля составляет 6 100 м, при этом он может находиться в полете до двух недель без каких-либо людей на борту и около пяти дней с экипажем. Airlander 10 может взлетать и приземляться «почти с любой поверхности». Заявленная грузоподъемность - 9 980 килограммов.

Airlander 10 отправился в свой первый полет 17 августа 2016 года, пролетев за 19 минут 10 километров в Бедфордшире, Великобритания. При этом он достиг высоты 152 м.

3. Fireball finder


После того, как 22 апреля 2012 года в калифорнийское побережье врезался прилетевший из космоса «огненный шар размером с микроавтобус», команда ученых поднялась на борт «Цеппелин Эврика» , чтобы совершить круиз по предгорьям гор Сьерра-Невады и найти фрагменты метеорита на земле.

3 мая того же года исследователи из NASA и Института поисков внеземного интеллекта (SETI) поднялись на высоту 300 м на дирижабле, длина которого составляла 75 м (немногим больше самолета Boeing 747). В течение 5-часового полета они искали кратеры, которые могли отмечать места, где врезались в землю куски метеорита.

4. Walrus


В рамках программы Walrus в Управлении перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) разрабатывается гибридный дирижабль, который будет тяжелее воздуха, а подъемную силу он будет генерировать посредством сочетания аэродинамики, вектора тяги и генерации летучего газа.

Представители DARPA заявили, что эти современные дирижабли предназначены с помощью передовых технологий преодолеть проблемы проектирования, с которыми сталкивались дирижабли в более ранние эпохи.

5. The Falcon Project


Может ли дирижабль окончательно решить загадку предполагаемого существования неуловимого гуманоида, известного как «Бигфут» или «снежный человек». Операторы проекта Falcon думают, что это возможно.

С этой целью представители проекта Falcon объявили в 2012 году, что они начнут поиск двуногого зверя, запустив развернув дистанционно управляемый наполненный гелием летательный аппарат, чтобы наблюдать с неба за лесами, где якобы видели это существо. Построенный на заказ 14-метровый Aurora Mk II будет охотиться Бигфутом, сканируя ландшафт с помощью антенн и камер с высоким разрешением, которые снимают в разных диапазонах и спектрах.

6. Рыбоподобный дирижабль


В отличие от цеппелинов, у дирижаблей нет внутренней основы, поддерживающей их «кожу», и они сохраняют свою форму исключительно из-за давления газа, который раздувает их изнутри. Подобная гибкость побудила исследователей начать разрабатывать тип силовой установки, в которой используются искусственные мышцы, чтобы продвигать дирижабль по воздуху, подобно тому, как рыба плывет в воде. Так называемые мышцы - это эластичные полимерные пленки (EAP), которые расширяются и сжимаются при столкновении с электричеством.

7. Zeppelin NT


В 2008 году дизайнерская компания Airship Ventures в Калифорнии приобрела 12-пассажирский цеппелин стоимостью 12 миллионов долларов - Zeppelin NT, построенный немецкой компанией Zeppelin Luftschifftechnik GmbH для использования в экскурсионных целях.

Цеппелины вернулись в небеса Германии в 1997 году, когда был запущен первый прототип Zeppelin NT, а это первый цеппелин, который появится в Калифорнии с 1930-х годов (тогда здесь небеса бороздили воздушные корабли US Navy Macon и USS Akron).

Воздушные корабли Zeppelin NT длиной 75 м значительно короче массивного «Гинденбурга» (245 м). Кроме того, в отличие от «Гинденбурга», современные цеппелины накачаны гелием, который несколько менее летучий, чем водород, но также гораздо менее огнеопасен.

Впрочем, на разработке одних только дирижаблей современные конструкторы не останавливаются. Одной из последних разработок стал , когда это действительно необходимо.

Представьте, что вы находитесь на высоте в сотни метров, а над вами гигантская огнеопасная бочка, вы рассекаете облака над городом и любуетесь невероятными видами. Это реальность воздушных путешествий 20-го века, века дирижаблей. Тогда эти гиганты правили небом, но до конца веков их будут ассоциировать с ужасными катастрофами.

Началось все в 1852 году, когда французский инженер Анри Жиффар создал дирижабль с паровым двигателем, который вращал пропеллер. После чего последовала эра бензиновых двигателей, первый был создан Альберто Сантос-Дюмоном в 1898 году. Тем не менее, развитие техники, не предотвратило ужасные аварии дирижаблей и огромное количество смертей.

Мы предлагаем вам окунуться в историю, узнать и увидеть своими глазами монстров, которые погубили сотни жизней.

6 июля 1960 года, США. Дирижабль ZPG-3W

В эти года дирижабли использовали как одну из линий противоракетной обороны, ими заполняли пробелы в небе, которые не могли быть просканированы радарами. По неизвестной причине этот монстр потерпел крушение над водой и потянул за собой 18 человек.

10 ноября 1915 г., Германия. Дирижабль Шютте-Ланц SL6

В начале 20-го века, Фердинанд фон Цеппелин был одним из лучших конструкторов дирижаблей в мире. Он использовал много дерева и фанеры, чтобы сделать легче свои творения. Поэтому его детища имели недостатки, например уязвимость к влаге. Именно это послужило причиной падения Шютте-Ланц SL6, тогда погибло 20 человек находившихся на борту.

7 апреля 1918 г., Германия. Дирижабль LZ 104

7 апреля 1918 г., Германия. Дирижабль LZ 104. Один из дирижаблей, которые использовались военно-воздушными силами Германии. В этот день, LZ 104 был отправлен на Мальту, чтобы атаковать британскую Военно-морскую базу. Но дирижабль охватило пламя, и после 2-х огромных вспышек он упал на землю. Погиб 21 человек.

17 октября 1913 года, Германия. Дирижабль LZ 18

17 октября 1913 года, Германия. Дирижабль LZ 18. LZ 18 – один из 14 дирижаблей, которые приобрела Германия на кануне Первой мировой войны. Во время пробного полёта двигатель дирижабля воспламенился, что привело к его падению, погибло 28 человек.

21 февраля 1922 г., США. Дирижабль Рома

21 февраля 1922 г., США. Дирижабль Рома. Построен в Италии в 1919 году, и приобретен американской Армией в 1921 году, этот дирижабль был заполнен водородом. К сожалению, из-за отказа управления, его понесло на высоковольтные линии, что привело к трагедии. Погибло 34 человека и ещё 8 получили ранения.

6 Мая 1937 Года, Германия. Печально известный Гинденбург

6 Мая 1937 Года, Германия. Печально известный Гинденбург. В те времена его считали чудом технологии, быстрым и удобным способов для воздушных путешествий. Это первый дирижабль, который совершал коммерческие рейсы между США и Европой. Ещё одним интересным фактом является то, что этот дирижабль частично построили из металла R-101, который также потерпел крушение.В день катастрофы Гинденбург собирался заходить на посадку в Нью-Джерси, пассажиры готовились выходить, когда услышали тихий взрыв. Причину взрыва так и не определили, тогда погибло 35 человек.

23 Августа 1921 года, Британия

23 Августа 1921 года, Британия. Дирижабль R38. Как и большинство в этом списке, R38 – военный дирижабль. Когда его построили, он был самым большим в мире воздушным судном, но его конструкцию многие критиковали. Во время одного из тестовых полётов дирижабль начал распадаться пополам, как и говорили критики – это результат непродуманной конструкции. Падение забрало жизнь 44 человек. 5 членов экипажа, которые находили в хвосте, по счастливой случайности пережили взрыв.

21 декабря 1923 года, Франция. Дирижабль Диксмуд

21 декабря 1923 года, Франция. Дирижабль Диксмуд. Диксмуд начал свою карьеру с военного флота Германии, позже был передан Франции как часть военных репараций. После передачи его направили на тестовые полёты, он даже сделал рекордный 118-часовой полет в Алжир над Пустыней сахара. Во время одного из тестов между Сицилией и Тунисом в него попала молния, что привело к взрыву, в результате погибло 48 мужчин.

5 Октября 1930 года, Британия. Дирижабль R101

5 Октября 1930 года, Британия. Дирижабль R101. Крупнейший в мире, до Гинденбурга, дирижабль создан для длинных перелётов. К сожалению R101 сделал только 1 путешествие за границу, оно оказалось последним. В результате аварии дирижаблю пришлось совершать аварийную посадку. После сильного удара об землю он вспыхнул и взорвался. Погибло 48 человек, шестерым удалось выжить.

4 апреля 1933 года, США. Дирижабль Акрон

4 апреля 1933 года, США. Дирижабль Акрон. Один из самых больших дирижаблей в мире и один из самых надежных. Виновница катастрофы – ужасная погода. Сильный ветер сорвал кабели управления и дирижабль начал крениться на бок. Упал Акров в Атлантике, где он разлетелся на маленькие кусочки. В результате аварии погибло 73 человека и всего трое выжили. Дирижабль, который послали на поиски Акрона, также потерпел крушение, которое забрало жизнь 2-х человек. Потеря Акрона закрыла эру дирижаблей. Автомобили и самолёты гораздо более безопасны для пассажирских перевозок.

"ТАСС/Reuters/Next Media Animation 2017"

ТАСС-ДОСЬЕ. 80 лет назад, 6 мая 1937 г., на территории воздухоплавательной базы ВМС США Лейкхёрст (шт. Нью-Джерси, США) при выполнении посадки потерпел крушение самый большой в мире на тот момент пассажирский дирижабль - немецкий жесткий "цеппелин" LZ 129 Hindenburg ("Гинденбург").

Этой катастрофой, в которой погибли 36 человек, завершился период использования дирижаблей в качестве коммерческого пассажирского транспорта.

История "Гинденбурга"

В Германской империи коммерческие пассажирские воздушные перевозки на дирижаблях начались в 1910 г. Использовались воздушные суда, разработанные графом Фердинандом фон Цеппелином (1838-1917). Годом ранее он же основал первую в мире авиакомпанию DELAG, которая к 1930 г. была преобразована в Deutsche Zeppelin Reederei (DZR).

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. по заказу DZR инженеры предприятия Luftschiffbau Zeppelin разработали проект крупного дирижабля для трансатлантических перелетов, призванного заменить LZ 127 Graf Zeppelin ("Граф Цеппелин" 1927 г. постройки, в 1929 г. осуществил первый в истории воздухоплавания кругосветный полет).

Генеральным конструктором нового дирижабля-гиганта был Людвиг Дюрр, дизайн интерьеров выполнили архитекторы Фриц Август Бреухаус де Гроот и Цезарь Пиннау. По первоначальному проекту планировалось использовать в качестве несущего газа гелий - менее опасный, чем легковоспламеняющийся водород, который в 1920-х гг. послужил причиной ряда катастроф дирижаблей со значительным числом жертв. Из-за введенного США эмбарго на поставки гелия в Германию инженерам пришлось изменить проект под использование водорода, не уменьшая габаритов аппарата.

Строительство было начато в 1931 г. во Фридрихсхафене (Германия), первый пробный полет состоялся 4 марта 1936 г., после чего воздушное судно передали DZR. Дирижабль получил регистрационный номер D-LZ129 и имя в честь немецкого президента генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга (1847-1934). На момент постройки "Гинденбург" являлся крупнейшим воздушным судном в мире.

Жилые и технические палубы размещались внутри корпуса, подвешенная под корпусом гондола служила только для управления дирижаблем. Для облегчения веса большая часть конструкций была выполнена из дюралюминия - сплава алюминия с медью и магнием. Дюралюминиевым был даже рояль фирмы Bluthner, специально заказанный для "Гинденбурга" и установленный в кают-компании.

Технические характеристики

Длина - 245 м;

Максимальный диаметр - 41,2 м;

Номинальный объем газа в газовых отсеках - 190 тыс. куб. м;

Эксплуатационная мощность каждого из четырех дизельных двигателей Daimler-Benz LOF-6 - 900 лошадиных сил; максимальная - 1 тыс. 320 лошадиных сил;

Запас топлива - 60 т;

Скорость - до 135 км/ч;

Грузоподъемность - до 100 т полезной нагрузки;

Пассажировместимость - 50 человек в 25 двухместных каютах (после модернизации зимой 1936-1937 гг. число спальных мест выросло до 72).

Экипаж и персонал - до 54 человек, после модернизации 1936-1937 гг. - до 60 человек.

Эксплуатация

Первый коммерческий рейс "Гинденбург" выполнил с 31 марта по 4 апреля 1936 г. - "цеппелин" перевез 37 пассажиров, 61 кг почты и 1 тыс. 269 кг груза с аэродрома Лёвенталь (ныне - аэропорт Фридрихсхафен, Германия) в Рио-де-Жанейро (Бразилия). С мая 1936 г. "Гинденбург" регулярно обслуживал трансатлантические пассажирские линии, связывая Германию с Рио-де-Жанейро, Ресифи (Бразилия) и Лейкхёрстом.

Кроме того, вместе с "Графом Цеппелином" дирижабль использовался для пропагандистских полетов, был задействован в церемонии открытия XI летних Олимпийских игр в Берлине 1 августа 1936 г. В общей сложности "Гинденбург" выполнил 62 цикла "взлет-посадка", преодолев 337 тыс. км.

Катастрофа

3 мая 1937 г. "Гинденбург" под командованием капитана Макса Прусса отправился в рейс по маршруту Франкфурт - Лейкхёрст. На борту в ходе 63-го по счету полета находились 97 человек - 36 пассажиров, 40 членов штатного экипажа и еще 21 человек - представители авиаперевозчика и члены экипажа строившегося в Германии дирижабля Graf Zeppelin II, проходившие обучение на "Гинденбурге". 6 мая дирижабль достиг Нью-Йорка. Пилоты провели машину максимально близко к смотровой площадке небоскреба Empire state building, сделали несколько кругов над городом и к 16:00 по местному времени подвели воздушное судно к посадочной площадке на базе Лейкхёрст (около 80 км от Манхэттена, Нью Йорк).

Некоторое время аппарат маневрировал, ожидая ухода грозового фронта и разрешения на посадку. Получив его в 19:09, экипаж снизил воздушное судно до высоты 180 м и сбросил причальные канаты. В 19:25 в районе кормы, под вертикальным стабилизатором, возникло возгорание. В течение 30 секунд огонь охватил корпус дирижабля, после чего тот рухнул на землю близ швартовой мачты и полностью сгорел.

Погибли 36 человек - 13 пассажиров, 22 члена экипажа и сотрудник наземной службы. Спастись удалось 23 пассажирам и 39 членам экипажа, в том числе капитану дирижабля. Многие получили сильные ожоги.

Репортаж о гибели "Гинденбурга" в прямом радиоэфире вел американский журналист Герберт Моррисон, также катастрофу запечатлели операторы кинохроники.

Причина крушения

Расследованием причин катастрофы занимались комиссии имперского министерства авиации Германии и министерства торговли США. 21 июля 1937 г. был опубликован отчет американских экспертов, согласно которому причиной гибели "Гинденбурга" стало воспламенение воздушно-водородной смеси, "с большой долей вероятности" вызванное коронным разрядом ("огни святого Эльма"), который возник на оболочке дирижабля.

Немецкий отчет был опубликован в 1938 г. и в целом повторял выводы американцев - по мнению экспертов, причиной катастрофы могла стать искра между наружной оболочкой воздушного судна и его каркасом, возникшая из-за разницы потенциалов после прохода дирижабля сквозь грозовой фронт. Искра, "вероятно", воспламенила водород, который из-за ранее возникшего повреждения 4-го или 5-го газового баллона смешивался с окружающих воздухом, что и привело к гибели "цеппелина".

Выдвигались также версии о диверсии на борту, однако обе комиссии не нашли существенных доказательств в их поддержку.

Последствия для воздухоплавания

Радиорепортаж Моррисона и хроникальная киносъемка гибели "Гинденбурга" вызвали значительный общественный отклик, в СМИ широко обсуждалась опасность "цеппелинов" как способа передвижения. В конечном счете это привело к отказу от использования дирижаблей в качестве пассажирских лайнеров.

Вскоре после катастрофы Deutsche Zeppelin Reederei отменила все рейсы в Бразилию и США, немецкое правительство ввело запрет пассажирских перевозок на дирижаблях. Строившийся в тот момент германский LZ 130 Graf Zeppelin II был завершен, но использовался только для пропаганды и в военных целях. Весной 1940 г. он был разобран по приказу рейхсминистра авиации Германа Геринга, так как дюралиминий был нужен для строительства военных самолетов.

В 1997 г., через 60 лет после катастрофы в Лейкхёрсте, торговая марка Zeppelin была возрождена - началось строительство немецких дирижаблей Zeppelin NT которые вмещают до 14 человек и применяются для кратковременных (до нескольких часов) полетов в различных целях. В качестве несущего газа они используют пожаробезопасный гелий.

Увековечение памяти

Семь жертв катастрофы были похоронены в братской могиле на главном кладбище Франкфурта-на-Майне (Германия), где в 1939 г. установлен монумент в память о гибели "Гинденбурга", выполненный скульптором Карлом Штоком. В день 50-летия катастрофы, 6 мая 1987 г., на месте крушения в Лейкхёрсте также открыт памятник - гранитные плиты в виде стилизованного силуэта дирижабля опоясывает желтая якорная цепь.

Катастрофе воздушного судна посвящены кино- и телефильмы "Гинденбург" (США, 1975, реж. Роберт Уайз), "Гинденбург": "Титаник" небес" (Великобритания, 2007, Шон Гранди), "Гинденбург": последний полет" (Германия, 2011, Филип Кадельбах). Кроме того, кадр горящего "Гинденбурга" из документальной кинохроники использован на обложке дебютного альбома рок-группы Led Zeppelin (1969).

Немецкий пассажирский дирижабль LZ 129 «Гинденбург» был построен в 1936 году и стал самым крупным дирижаблем из всех созданных на тот момент времени. Однако по объему он незначительно уступал последнему классическому цеппелину LZ 130, который бал построен в 1938 году. Свое имя пассажирский дирижабль получил в честь рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга. Данный дирижабль навсегда вошел в воздухоплавания, но по достаточно печальному поводу.

6 мая 1937 года при выполнении посадки на главной воздухоплавательной базе ВМС США Лейхерст дирижабль загорелся в воздухе и потерпел катастрофу, жертвами которой стали 35 человек из 97 находившихся на его борту, а также 1 человек наземной команды. Хотя данная катастрофа не была самой крупной в истории дирижаблестроения, гибель именно этого воздушного судна получила наибольший резонанс, а также привела к появлению различных версий и предположений.


Дирижабль «Гинденбург»

«Гинденбург» являлся воплощением триумфа технологий Германии и научной мысли данной страны. В свое время после прихода к власти в Германии национал-социалистов Гуго Экнер, который был партнером графа Цеппелина и отцом первой в мире авиакомпании, сумел убедить Гитлера, что строительство и эксплуатация невиданных до этого времени по мощи и размерам дирижаблей сможет поднять престиж Третьего рейха. Адольф Гитлер поддержал данную идею, распорядившись выделить денежные средства на строительство дирижаблей-близнецов «Гинденбург» и «Граф Цеппелин II». И это могло быть только началом. Если бы реализация первого этапа этой грандиозной дирижаблестроительной программы оказалась удачной, планировалась начать постройку еще более величественных пассажирских и военных дирижаблей.

В тот момент, когда огромный дирижабль освободился от удерживавших его тросов и стал плавно уходить в вечернее небо, с земли раздались громкие аплодисменты. Провожавшие «Гинденбург» люди кричали «ура!», а некоторые даже бежали вслед за удалявшимся воздушным кораблем. На земле гремел духовой оркестр, лилось шампанское. Дирижабль, который отправлялся по маршруту Франкфурт – Нью-Йорк, открывал новый сезон воздухоплавания и совершал первый в 1937 году трансатлантический перелет. Поэтому на земле, одетые в сине-желтую форму музыканты, играли немецкие марши, а в конце исполнили национальный гимн. Музыка умолкла лишь тогда, когда «Гинденбург», являвшийся гордостью Третьего рейха, поднялся на высоту в 900 метров, на которой пришли в движение его огромные деревянные воздушные винты. При этом люди долгое время не расходились, продолжая следить за его светящимися огнями на темном небосклоне.

Так вечером 3 мая 1937 года во Франкфурте-на-Майне провожали (как оказалось в последний рейс) самый крупный в мире дирижабль. В те дни почти все немецкие газеты писали про гиганта, который уже покорил Европу и должен был покорить и Америку. Через 3 дня, 6 мая 1937 года уже тысячи жителей Нью-Йорка были свидетелями величественного и редкого зрелища – прибытия из Германии дирижабля «Гинденбург». Это был 11 трансатлантический рейс, который совершался данным воздушным кораблем, и первый рейс 1937 года.

Огромный серебристый сигарообразный воздушный корабль бесшумно плыл в небе Нью-Йорка. На его борту царили безмятежность и спокойствие, на второй палубе дирижабля играла музыка, танцевали несколько пар. В салоне первого класса пассажиры корабля играли в карты. У приоткрытых иллюминаторов под строгим присмотром стюардов сидели дети и с воздуха разглядывали, проплывающий внизу Манхэттен.

Путь из старого света в новый «Гинденбург», развивающий в небе скорость в 135 км/ч, проделал за 3 дня. За это время на его борту не было зарегистрировано никаких серьезных происшествий. Лишь пролетая над островом Ньюфаундленд, капитан «Гинденбурга» приказал снизиться, для того чтобы пассажиры дирижабля смогли сверху полюбоваться на проплывающие внизу айсберги.


К строительству «Гинденбурга» (LZ-129) приступили в 1934 году. Тогда его называли «гордым ангелом новой Германии». По размерам он превосходил все существующие дирижабли тех лет: длина 248 метров, диаметр 41,2 метра, на дирижабле были установлены 4 мощных дизельных двигателя компании «Даймлер» (общая мощность 4200 л.с.), максимальная дальность полета составляла 14 тысяч км.

На дирижабле были созданы самые комфортные условия для пассажиров. На его борту имелась специальная 15-метровая смотровая площадка, ресторан с эстрадой и роялем, большой читальный зал, курительный салон. Пища готовилась на кухне с установленным электрооборудованием. В каждой из его кают были туалет, ванная, холодная и горячая вода. Разумеется везде на дирижабле красовались портреты генерал-фельдмаршала Гинденбурга. После того как на дирижабле побывал лично фюрер, которому Гинденбург незадолго до этого передал власть, на корабле появились и его портреты.

Создавая свой дирижабль, Гуго Экнер предполагал использовать для его наполнения инертный гелий. Данный газ обладает меньшей подъемной силой по сравнению с водородом, но при этом он невзрывоопасен. Инженеру пришлось увеличить объем будущего дирижабля до по-настоящему фантастической величины – 190 тысяч кубометров. Будучи наполненным гелием «Гинденбург» становился почти неуязвимым. Даже в случае прямого попадания взорвалось бы максимум 2 баллона с газом из 15. При этом, по расчетам конструкторов, «Гинденбург» мог находиться в воздухе даже при 6-7 пробитых баллонах.

Однако расчеты так и остались расчетами, потому что в дело вмешалась политика. В то время единственное месторождение природного гелия располагалось на территории штата Техас. В свою очередь американцы смотрели на бурно развивающуюся Германию с опасением и наотрез отказались продавать гелий нацистам. Конгресс США даже принял специальное постановление по данному вопросу.


По этой причине конструктору немецкого воздушного гиганта пришлось применить для наполнения баллонов цепеллина горючий водород, предприняв при этом все возможные меры безопасности, которые можно считать беспрецедентными. На капитанском мостике, в коридорах, грузовых отсеках, пассажирских каютах и других помещениях дирижабля была смонтирована самая современная на тот момент система пожаротушения. Всему экипажу была выдана специальная форма, выполненная из антистатического материала. В мастерских компании «Цеппелин» производили обувь на специальной пробковой подошве. При посадке в дирижабль пассажиры сдавали спички, свечи, зажигалки и даже фонарики. Для курящих пассажиров был оборудован отдельный салон в виде герметичного бокса с плотно задраенными окнами, который был оснащен мощной системой вентиляции. Компания-перевозчик за свой счет предлагала всем желающим широкий выбор дорогих сигар.

Разгадка катастрофы

Несмотря на все эти меры катастрофы на борту избежать не удалось. Пролетев тысячи километров над Атлантикой, 6 мая 1937 года при посадке на военно-морской базе Лэйкхерст в Нью-Джерси на борту дирижабля неожиданно произошел взрыв, который привел к гибели 35 пассажиров и членов экипажа из 97 находившихся на борту, еще 1 сотрудник базы погиб на земле под обломками рухнувшего дирижабля.

Спустя 76 лет после того как в огне пожара погибли десятки людей, а активная эксплуатация пассажирских дирижаблей была приостановлена, американские ученые установили настоящую причину катастрофы «Гинденбурга». По информации The Independent, теория, которая раньше рассматривалась в качестве одной из версий, была подтверждена опытным путем.

Группа ученых из Юго-Западного исследовательского института из города Сан-Антонио, находящегося в штате Техас, пришла к выводу, что возгорание на борту «Гинденбурга», который вскоре после данной трагедии стали называть «Нацистским Титаником», произошло по вине статического электричества, которое возникло в результате воздействия между грозой и наружной оболочкой дирижабля и его каркасом. В это же время по неизвестной причине на борту дирижабля произошла утечка газа, скорее всего, из-за повреждения одного из баллонов с водородом. После этого газ проник в вентиляционные шахты.


Во время заземления посадочных канатов дирижабля по причине разности потенциалов между каркасом и частями наружной оболочки возникла искра, и воздухо-водородная смесь на борту «Гинденбурга» воспламенилась. До этого немецкие и американские ученые уже выдвигали версию об утечке водорода, при этом существовали разногласия о том, что же именно могло привести к его воспламенению. Для того чтобы подтвердить действенность своей теории, американские ученые сконструировали и сожгли некоторое количество моделей мини-дириажблей длиной до 24 метров. При этом длина самого «Гинденбурга» достигала 248 метров. По словам авиационного инженера Джема Стэндсфилда, искра образовалась именно в условиях статического электричества. Сначала загорелась кормовая часть дирижабля, после чего огонь быстро распространился по всей его площади, специалисты смогли продемонстрировать это в ходе проведенных экспериментов.

Как отмечает The Daily Mail, ученые в ходе проведения своих экспериментальных опытов хотели развенчать одну из популярнейших теорий о том, что построенный в Германии супер-дирижабль был уничтожен взрывом бомбы, имеющей часовой механизм. Предполагалось, что ее мог заложить на дно одного из баллонов с водородом Эрик Шпель – техник-антифашист. Согласно данной версии, взрыв должен был случиться уже после причаливания, когда пассажиры покинули бы воздушное судно. Но «Гинденбургу» пришлось выполнить «лишний» круг из-за возникшей грозы, и часовой механизм бомбы сработал раньше времени, объяснили сторонники данной теории. В любом случае сам Эрик Шпель погиб в той катастрофе.

Источники информации:
-http://www.newsru.com/world/04mar2013/hindenburg.html
-http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/aviakatastrofi-/article/2431
-http://wordweb.ru/sto_kat/66.htm
-http://ru.wikipedia.org



Похожие статьи