Синтаксис и пунктуация простого предложения правила. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Распространённые и нераспространённые предложения

Достаточно ли человеку обладать обширным запасом слов, чтобы общаться с окружающими? Конечно же, нет. Ведь сами по себе слова недостаточны, чтобы выразить в полной мере все чувства, мысли, эмоции, переживания человека. Для этого их надо каким-то образом упорядочить, построить, организовать. Именно эту задачу выполняет синтаксис. На уроке вы повторите основные сведения по этому разделу языкознания, которые вы получили в предыдущих классах.

Между подлежащим и сказуемым нет подчинительной связи, это равноправные члены предложения. Они не образуют словосочетание .

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения (рис. 2).

Дополнение.

Определение.

Обстоятельство.

Рис. 2. Второстепенные члены предложения ()

Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения:

Распространенное (есть второстепенные члены).

Нераспространенное (нет второстепенных членов).

Виды предложений по количеству грамматических основ:

Простые (одна грамматическая основа).

Сложные (более одной грамматической основы) (рис. 3).

Рис. 3. Простое и сложное предложение ()

Виды сложных предложений по средствам связи:

Союзные.

Повторение правил постановки знаков препинания при прямой речи (рис. 6)

Рис. 6. Знаки препинания при прямой речи ()

Дополнительно

Виды связи слов в словосочетании:

Согласование (зависимое слово уподобляется главному в роде, числе и падеже).

Например: красные листья (мн.ч.) - красный дом (ед.ч., муж.р.) - красное платье (ед.ч. ср.р.).

Управление (зависимое слово стоит при главном в определенном падеже).

Например: иду в школу (В.п.).

Примыкание (зависимое слово связано с главным только по смыслу и выражено неизменяемыми частями речи: инфинитивом, деепричастием, наречием).

Например: пришел (зачем?) поговорить (инф.).

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Синтаксис и пунктуация. Часть 2 . Балашов, Дементьев ().
  2. Синтаксис и пунктуация. Упражнения ().
  3. Пунктуация в таблицах и схемах ().
  4. Мультфильм «Приключения запятой и точки» ().

Домашнее задание

  1. № 9, 10, 11. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Задание: из данных слов составьте предложения, запишите их. Сделайте синтаксический разбор получившихся предложений.
    1. Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
    2. Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
    3. Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

Вопрос 12. Центральные и периферийные явления в семантике и грамматике простого и сложного предложений, переходные и синкретичные конструкции. Связь синтаксиса и пунктуации. Методы и приемы изучения пунктуации в вузе и школе.

На логическом уровне ядром семантики обусловленности можно считать СПП со значением причины, поскольку в основе понятия «каузальность» лежит понятие «причинность» и каузальная ситуация – всегда обобщенная логическая причинно-следственная ситуация, компонентами которой являются обусловливающее – причина и обусловливаемое – следствие. Именно причинная ситуация представляет каузальную ситуацию в наиболее чистом, неосложненном виде: событие-причина, заключающееся при прямом подчинении в придаточном предложении, порождает событие-следствие.

В ядрах полей причины, условия, цели, уступки, следствия находятся структуры, в которых названная семантика выражается наиболее полно, неосложненно. Это собственно-причинные СПП: В среду и пятницу у государыни вечером стол был после полуночи, потому что она строго соблюдала постные дни… ; собственно-условные СПП: Если ты мне поможешь в одном деле, так и я тебе удружу ; собственно-целевые СПП: Подошел автобус, чтобы отвезти группу в гостиницу ; собственно-уступительные и собственно-обобщенно-уступительные СПП: … В монастыре с самого раннего утра господствовало оживление, хотя день не был праздничный, в который можно было бы ожидать наплыва богомольцев, Как он [голод] ни стучал в наши двери, мама и бабушка не пустили его ; собственно-следственные СПП: Глинский сказал это довольно громко, так что Дюбуа слышал его ответ .

На периферии полей располагаются синкретичные структуры.

Периферия «СПП со значением причины» представлена конструкциями с синкретичными значениями причины и следствия: ибо были разряжены, невзирая на раннюю пору. (Ср.: Когда пришли они к Марфе Петровне, дамы, по-видимому, уже ожидали, так что были разряжены, невзирая на раннюю пору ); причины и изъяснения: Прыжкова вывели под караулом, и гости разъехались, благодаря Блистовского [почему?; за что?] за то, что он их избавил от такого человека .

На периферии «СПП со значением условия» находятся структуры с синкретичными значениями условия и причины: Для меня все погибло, если погибла любовь моя (Ср.: Для меня все погибло, потому что погибла любовь моя ); условия и уступки: Впрочем, я съел

все – так полагалось, даже если еда, которую дают, невкусная . (Ср.: Впрочем, я съел все – так полагалось, хотя еда, которую дают, невкусная ); условия и следствия: Если она хочет познакомиться со мной, значит, имеет на отца далеко идущие планы .(Ср.: Она имеет на отца далеко идущие планы, так что хочет познакомиться со мной ); условия и изъяснения: Если я влюбился, Софья Ефимовна, то это ни до кого не касается, кроме меня самого и той особы… ; условия и атрибутивности: Ему подумалось, что путь [при каком условии?; какой?], если он пойдет мимо связной будки с черно-белыми полосами, ближе .

Периферийными функционально-семантическими разновидностями целевых СПП являются конструкции с синкретичными значениями цели и причины: Проходя мимо церкви, Передонов снял шапку и трижды перекрестился, истово и широко [потому ], чтобы видели все, кто мог бы увидеть проходившего мимо церкви будущего инспектора ; цели и условия: Аглаида Васильевна выписала брата из его маленького имения с тем [условием ], чтобы он поселился у нее и вел ее дела (Н. Гарин-Михайловский); отвергнутой цели и сравнения: Купить, наконец, револьвер, чтобы покончить с собою, вместо того чтобы [чем ] вести такую гнусную жизнь (Н. Гарин-Михайловский); цели и атрибутивности: Он выбирал удобную минуту [с какой целью?; какую?], чтобы начать деловой разговор (И.

Бунин).

На периферии «СПП со значением уступки» функционируют структуры со следующими синкретичными значениями: с уступительно-следственным: А ты еще неопытный, сопливый мальчик, хотя хорошо кое-что делаешь (Ю. Бондарев) (Ср.: Ты еще неопытный, сопливый мальчик, так что плохо кое-что делаешь ); с обобщенно-уступительно-пространственным: Везде, где ни проезжал Аммалат, встречал он вооруженные толпы акушлинцев и аварлы, приезжих чеченцев и тайных хищников из татарских деревень, подвластных России (А. Бестужев-Марлинский); с обобщенно-уступительно-временным: И когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была возле меня (А. Фадеев); с обобщенно-уступительно-изъяснительным: Кухня в сотниковом доме была что-то похожее на клуб, куда стекалось всё, что ни обитало во дворе, считая в это число и собак… (Н. Гоголь); с обобщенно-уступительно-определительным: Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней [Дуне] утихает и милостиво со мной разговаривает (А. Пушкин).

На периферии «СПП со значением следствия» располагаются конструкции с синкретичными значениями следствия и степени: По ту сторону реки было так светло, что беленький обмысочек островка, отемненный водою, виднелся половинкой луны (В.

Астафьев), Она так разволновалась и задумалась, что сразу не расслышала звонка из кабинета редактора… (П. Проскурин); следствия и меры: Собралось такое множество почетных богомольцев, что простые крестьяне не могли поместиться в церкви… (А. Пушкин); следствия и образа действия: Эти слова он произнес так, что голос его как будто ущемил меня за сердце; из глаз его капнула слеза в стакан (А. Вельтман).

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и синтаксических единиц в предложения. Синтаксические единицы – это такие конструкции, компоненты которых объединяются между собой синтаксическими связями и отношениями.

К ним относятся словоформы и словосочетания. Синтаксис текста касается также ещё и области лингвистики, изучающей синтаксическую организацию всего текста, то есть связь между синтаксическими единицами, а также целое речевое произведение. Поднимая вопрос, что такое синтаксис, следует отметить ещё и тот факт, что он, опираясь на смысловые закономерности, напрямую зависит от интонационно–ритмической организации текста. Синтаксис неразрывно связан с пунктуацией. Поэтому, рассматривая синтаксис текста, нельзя забывать о знаках препинания. Пунктуация -это собрание правил о постановке знаков препинания на письме. Знаки, как известно, позволяют людям разделять текст точками на предложения, а также разделять знаками препинания части предложения, однородные члены предложения, выделять обращения, вводные слова и причастные либо деепричастные обороты. А как трудно понять текст, в котором не расставлены знаки при прямой речи! Пунктуация помогает пишущим точно выразить свою мысль и чувства, а читающим - понять их. Синтаксическое направление в русской пунктуации, которое получило широкую популярность в практике ее преподавания, сводится к тому, что знаки призваны, прежде всего, делать синтаксический строй наглядным. Зачастую пунктуационная система базируется на синтаксической почве, но это вовсе не значит, что пунктуационная система копирует структуры предложений, подчиняясь им. Указывая на членение речи знаками препинания, пунктуация в первую очередь опирается на синтаксис и является средством выявления разных смысловых оттенков, которые присущи разным частям письменного текста. Словом, назначение знаков препинания - помогать выявлению синтаксического строения речи.

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц.
Синтаксис – греческое слово, оно означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы.

Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.

Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.

Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Пунктуация содержит систему знаков препинания и правил их постановки. Знаки помогают членить текст на предложения, установить связи и отношения между словами в предложении.

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

К. Паустовский рассказывает, как однажды знакомый писатель принес в редакцию рассказ, который был труден для восприятия, но интересен по теме. Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не приписав ни одного слова… «На следующее утро, - вспоминает К. Паустовский, - я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно все знаки препинания…. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…»

Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами.

Основное назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними.
Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания допускающие пунктуационные варианты, которые обусловлены правилами расстановки знаков препинания.

В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки . Функцию знака препинания выполняет также абзац (написание с новой строки).

Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).

Синтаксис по праву занимает значительное место в школьном курсе русского языка. Он позволяет по-новому, с функциональной точки рения, оценить все средства языка и речи, изученные ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и, особенно, морфологии. Изучение морфологии на синтаксической основе требует внимания к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц. Особенно важно изучение синтаксического строя русского языка в интересах развития речи. Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить сочетания и предложения, обогащать синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки и т.д.

Изучение синтаксического строя русского языка содействует развитию мышления учащихся, вызывает интерес к изучению языка и речи. Синтаксис дает также необходимую базу для формирования многих орфографических навыков, из которых отметим прежде падежные окончания управляемых и согласуемых слов.

Пунктограмма - правильное, соответствующее правилам или тради¬ции употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила; например , запятая при однородных членах, точка в конце предложения и пр. Словесное выражение пунктограммы обычно включает название синтаксической единицы и указание на знак, его функцию. Пунктограмма выражает пунктуационную задачу, знак препинания - результат ее решения, полученный путем применения правила, а также выбранный исходя из коммуникативной целесообразности (если правило допускает варианты).

Перечень пунктограмм, изучаемых в школе:

1. Знаки препинания в конце предложения.
2. Тире между главными членами предложения.
3. Тире в неполном предложении.
4. Знаки препинания между однородными членами.
5. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
6. Знаки препинания при обособленных определениях.
7. Знаки препинания при обособленных приложениях.
8. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
9. Знаки препинания при обособленных дополнениях.
10. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
11. Знаки препинания при сравнительных оборотах и конструкциях с союзом как.
12. Знаки препинания при обращениях.
13. Знаки препинания при вводных словах, вводных и вставных предложениях, словах-предложениях ДА, НЕТ, междометиях.
14. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
15. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
16. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
17. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения.
18. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.
19. Знаки препинания при оформлении прямой речи и цитат.
20. Использование кавычек.

Словосочетание

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Смысловая связь определяется вопросом, грамматическая – окончанием зависимого слова и предлогом.

Способы связи слов в словосочетаниях:

Согласование (зависимое согласуется с главным в форме числа, падежа и рода): мои книги, осенний лес.

Примыкание (зависимое слово связывается с главным только по смыслу): очень быстро, начал говорить, стать красивее.

Среди подчинительных словосочетаний выделяются:

  • именные (главное слово – существительное, прилагательное, числительное): наша земля, второй от края;
  • глагольные (главное слово – глагол, причастие, деепричастие): видел все, освещенный солнцем, поглядывая по сторонам;
  • местоименные: нечто важное;
  • наречные: особенно резко.

Запомните: не является словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого.

Упражнение № 1

Определите способ связи и тип словосочетания по главному слову.

Образец: песня о друге (управление, именное).

Вера в успех, правдивый по натуре, желание не отстать, не успевающий на поезд, детски наивно, наедине с братом, шли вслепую, излишняя напыщенность, легкое изумление, придирчивый к мелочам, низко над го-ловой, стремясь к успеху, что-то необыкновенное, недостаточно прочно, свободный от работы, каждый из десяти, любой из нас, некто чужой, дубовый листок, шепчется с ней, качаются на ветвях, совсем недавно, плакать от счастья, старательно учиться.

Упражнение № 2

Выпишите словосочетания, укажите способ связи.

1) Над возмущенною Невою стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне. 2) Простерши руку к вы¬шине, за ним несется всадник медный на звонко скачущем коне. 3) А счастье было так возможно, так близко!.. 4) От них отрекся я и предался одной музыке. 5) Когда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд...

(По А. С Пушкину).

Упражнение № 3

Из данных предложений выпишите словосочетания, которые соответствуют схемам «прил. + сущ.», «нареч. + гл.», «мест. + гл.», «гл. + дееприч.», «кр. прич. + пр. + сущ.», «гл. – нареч.»

1) На берег большими шагами он смело и прямо идет. 2) С ней шепчется ветер, зеленые ветки лаская. 3) Зарыт он без почестей бранных врагами в сыпучий песок. 4) В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. 5) В дали голубой столбом уж крутился песок золотой. (По М.Ю. Лермонтову)

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Предложение – синтаксическая единица, которая состоит из предикативно оформленного слова или сочетания слов.

Предикативность – это утверждение или отрицание чего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершенности.

Главный признак предложения – наличие грамматической основы (подлежащего и сказуемого или одного из главных членов): К утру цветы распустились. Утро Похолодало.

Подлежащее – главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? Все пришли вовремя.

Сказуемое – главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Упражнение № 1

Укажите грамматические основы предложений и способы их выражения.

1) Ночь теплая одела острова. (А. Блок) 2) Мы с тобой и так предостаточно повоевали за последние пять лет. (М.А. Шолохов) 3) Уходил домой он поздно, для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней, (А. Платонов) 4) Приходилось выезжать на середину озера на старом челне. 5) Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, и даже привычный морской шум высоких сосен. (К.Г. Паустовский) 6) Необыкновенная осенняя тишина. 7) Встанешь до зари и долго бродишь по лесу. (И.С. Тургенев) 8) Справа от входной двери – стеллажи с книгами. 9) Жизнь прожить – не поле перейти. (Пословица) 10) Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было. (В. Арсеньев)

Упражнение 2

Выпишите сказуемые и определите их вид.

1) Эта тишина была какой-то особенной, таинственной, страшной. 2) Не было сомнения, что страшный хищник только что стоял здесь. (В. Арсеньев) 3) Поэтому так приятен сердцу вид безымянной российской поляны, 4) И, конечно, красота – не последнее дело на человеческом празднике осенью. (В. Песков) 5) Домой возвращаешься усталый, перепачканный с ног до головы, но бодрый и веселый, с чудовищным аппетитом. 6) Какое наслаждение сидеть у ворот, слушать и смотреть, как постепенно затихает сельская жизнь! 7) Ночи стали теплее, и в их густом и влажном мраке чувствовалась незримая спешная работа. (А.И. Куприн) 8) Я назвал Аксакова дедушкой. 9) А утром все хрустело вокруг. (К.Г. Паустовский) 10) Это было летом. Вскоре после войны. (А.П. Чехов)

Тире между подлежащим и сказуемым

Между подлежащим и сказуемым может стоять лишь один знак препинания – тире.

Тире ставится Тире не ставится
Если подлежащее и сказуемое выражены:
- именами существительными в именительном падеже:Лондон – столица Великобритании;
- именами числительными в именительном падеже:Трижды девять – двадцать семь;
- неопределенной формой глаголов: Учить дураков – не жалеть кулаков.
Если один из главных членов предложения выражен существительным в именительном падеже, а другой – неопределенной формой глагола или числительным в именительном падеже:
Его цель – сделаться героем романа.
Если подлежащим является личное местоимение:
Я художник.
Если сказуемым является прилагательное:
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.
Если перед сказуемым есть отрицание не, сравнительный союз, вводное слово или частица:
Бедность не порок; Дом как дворец; Он, по-видимому, умный человек.

Запомните: тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему: Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни (Сухомлинский); Любить – значит жить жизнью того, кого любишь (Паустовский).

Следует иметь в виду, что тире может стоять и в неполном предложении вместо отсутствующего глагольного сказуемого: Озера привлекают нас своей гладью, моря – простором, реки – движеньем (Залыгин).

Упражнение № 3

Спишите. Объясните наличие или отсутствие тире в следующих предложениях. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

I. 1. Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (Твардовский). 2. Выработать литературный язык – это дело долгое, но я никак не сказал бы, что это неприятное дело (Кольцов). 3. Среднее расстояние от Земли до Луны – триста восемьдесят четыре тысячи четыреста километров. 4. С молодым посидеть – самому помолодеть. 5. «Иметь разборчивый почерк – первое правило вежливости», – любил повторять историк В. О. Ключевский. 6. Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное (Федин). 7. Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости (Пушкин).

II. 1. Море чудесное, синее и нежное (Чехов). 2. Конный пешему не товарищ. 3. Свежа в апреле ранняя заря (Бунин). 4. Друзья прямые что братья родные. 5. Попытка не пытка, а спрос не беда. 6. Без дела жить только небо коптить. 7. Учиться всегда пригодится. 8. «Я сын своего несчастного отечества», – сказал офицер (Паустовский).

Упражнение № 4

Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1. Природа есть родина всех талантов, начиная от... солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание. 6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.

Второстепенные члены предложения

В распространенном двусоставном предложении все члены, кроме главных, являются второстепенными. Среди них выделяются:

  • дополнения – второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей (всех падежей, кроме именительного):
  • прямые (форма В.п. без предлога или Р.п. при глаголе с отрицанием): петь песню, не знал правды;
  • косвенные: в служений народу.

Определения – второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы какой? чей? который?

  • согласованные (сочетаются с главным словом в роде, числе и падеже): чердачное окно;
  • несогласованные (управляемые подчиняющим словом или примыкающие к нему): окно на чердак, яйцо всмятку.

Приложения – это определения, выраженные существительными. Они могут обозначать профессию, национальность, родственные отношения, названия книг, газет и журналов: Москва-река, кинофильм «Девчата».

Обстоятельства – второстепенные члены предложения, которые отвечают на вопросы где? куда? откуда? когда? каким образом? Среди них выделяются обстоятельства места, времени, способа и образа действия, степени, причины, условия, цели, уступки: говорить громко, идти вперед.

Упражнение № 1

Укажите второстепенные члены предложения, назовите их виды:

Образец: Стежка дороги вывела в болото. (Стежка (какая?) дороги – несогласованное определение; вывела (куда?) в болото – обстоятельство места.

Роса в высокой душистой траве, из которой выбраны были уже колоски, мочила ноги и блузу выше пояса, В прозрачной тишине утра были слышны малейшие звуки. Пчелы вылетали из-за плетня пчельника и над коноплей скрывались по направлению к болоту.

(По Л.Н. Толстому)

Упражнение № 2

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, графически обозначьте обособленные определения.

1) Испуганная отчаянием м..его отца матушка не стала при нем плакать. (А.С Пушкин) 2) Левин расправился и вздохнув оглянулся. 3) Собака остановилась насмешливо посмотрев на лошадей и вопросительно взглянув на охотника. (Л.Н. Толстой) 4) Г..лубизна пронизанная лучами темнела дробилась в своем бесконечном изменении. (Ю.В. Бондарев) 5) Михаил чуть не вскрикнул от радости когда на пр..горке среди высоких плачущих б..рез показалась старая избушка. (Ф. Абрамов) 6) Т. .поля стоит на возвышенности открытой всем ветрам. (Ч. Айтматов) 7) В дверях стоял дежурный по к..ридору усатый немец (солдат) из ж..ндармерии. (А. Фадеев) 8) Несмотря на усталость ребята не собирались расходиться.

Упражнение № 3

Расставьте пропущенные знаки препинания. Выпишите из предложений обособленные обстоятельства вместе со словами, к которым они относятся.

1) Остальные лошади испугались и шлепая по воде и производя копытами звук, подобный хлопанью запрыгали из болота. (Л.Н. Толстой) 2) Над черными нивами вился легкий парок наполнявший воздух запахом оттаявшей земли. (А.И. Куприн) 3) Прочитав их несколько раз я отдал владелице маленький томик. 4) Так благодаря Пушкину моя знакомая предстала передо мной в совершенно ином свете. (М. Горький).

Двусоставные и односоставные предложения

Двусоставные – это предложения, в которых присутствуют оба главных члена – подлежащее и сказуемое: Леса похорошели.

Односоставные – это предложения, в которых имеется только один главный член (подлежащее или сказуемое): Похолодало. Спешу домой. Тишина.

Виды односоставных предложений:

  • с главным членом подлежащим – назывные: Белое безмолвие;
  • с главным членом сказуемым:

Определенно-личные (глагол в форме 1-го и 2-го лица): ... Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А.С. Пушкин)

Неопределенно-личные (глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени или множественного числа прошедшего времени): В дверь стучат. Заговорили об этом неожиданно.

Обобщенно-личные (определенно и неопределенно-личные предложения, имеющие обобщенный смысл, – пословицы): Что посеешь – то и пожнешь. Цыплят по осени считают.

Безличные (нет и не может быть подлежащего): Взгрустнулось.

Упражнение № 1

Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите грамматические основы предложений и укажите виды односоставных предложений.

1) Полуторка шла и шла по лесу и навстречу не попадалось никого. (К.М. Симонов) 2) Слезами горю не поможешь. (Пословица) 3) Шумим братец шумим. 4) Вот так же обо мне потом заговорят. 5) Ну вот вам и потеха. (А.С. Грибоедов) 6) Чтобы полюбить музыку надо прежде всего ее слушать. (Д. Шостакович) 7) Следует уходить раньше чем тебя к этому недвусмысленно вынуждают. (С. Довлатов) 8) Не спится няня. 9) Нет правды на земле но правды нет и выше. (А.С Пушкин) 10) Кто втерся в чин лисой тот в чине будет волком. (В. Жуковский) 11) Переправа переправа! Берег левый берег правый. Снег шершавый кромка льда... (А. Твардовский)

Упражнение № 2

Укажите тип односоставных предложений и распределите их по группам. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Тишина. Полоска света. (А. Твардовский) 2) Пете уже разрешали гулять около дома. (В. Катаев) 3) Относитесь к родному языку бережно и с любовью думайте о нем изучайте его любите его. (В. Луговской) 4) Богатая семья. Большое имение под Москвой. Особняк в Москве. (В. Вересаев) 5) Синцову неудобно было нарушать это молчание. (К. Симонов) 6) Идешь на меня похожий... (М. Цветаева) 7) Слепило глаза от мокрого снега. 8) Обвиняю тебя обличаю в самом полном собранье грехов. (Ю. Визбор) 9) О если б без слова сказаться душой было можно! (А. Фет) 10) Нам верится в утро свиданья. (П. Вяземский)

Распространённые и нераспространённые предложения

Нераспространенные – это предложения, которые состоят только из главных членов предложения: Похолодало. Начался дождь.

Распространенные – это предложения, которые, кроме главных членов, имеют и второстепенные: В лесу похолодало. Начался сильный дождь.

Примечание: не являются нераспространенными односоставные предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.

Упражнение № 1

Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите виды второстепенных членов в распространенных предложениях.

1) Гуляет ветер. Порхает снег. Идут двенадцать человек. (А. Блок) 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно. 3) Мазурка раздалась. 4) К окну Онегин подошел и про себя ее прочел. (А.С. Пушкин) 5) Вот на окне скромно прижался в уголок неуклюжий кактус колючий толстокожий. (И. Шмелев) 6) Умолк последний самолет. (О. Берггольц) 7) Отцвела моя белая липа отзвенел соловьиный рассвет. 8) Не напрасно дули ветры не напрасно шла гроза. (С. Есенин) 9) Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. (К. Бальмонт) 10) Из дверей сарая стоявшего в конце двора вышла сгорбленная согнутая прожитым и пережитым старуха. (М. Шолохов)

Полные и неполные предложения

По наличию или отсутствию главных и второстепенных членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.

Полные предложения – это те, в которых присутствуют все члены предложения: Мы пошли гулять на сквер. Внезапно потемнело.

Неполные – предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член предложения, который восстанавливается по смыслу: Они решили идти коротким путем, я – длинным.

В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире: Мир освещается солнцем, а человек – разумом. (Пословица)

Упражнение № 1

Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите неполные предложения.

1) Ночь была облачная река черная. 2) Есть только две формы жизни гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую мужественные и щедрые вторую. (М. Горький) 3) Матушка сидела в гостиной и разливала чай одной рукой она придерживала чайник другой край самовара. 4) Прямо около двери находился диван у окна письменный стол. 5) Она говорила громко слегка визгливо он тихо еле слышно. 6) Солнце ярко небо сине. (М.Ю. Лермонтов) 7) Один грибник приходит с мелкими грибами другой с крупными. 8) На стенах картины и эстампы. 9) Над голубыми снегами завалившими чащи елей синее огромное и удивительно нежное небо. (И. Бунин)

Упражнение №2

Расставьте пропущенные знаки препинания. Выпишите неполные предложения.

1) Передо мною молодой березовый лес умытый дождем. (Г. Скребицкий). 2) Как же вас назвать подумал. Лебедь отныне будет Лотос а лебедушка Лилия. (К. Хромов) 3) Он смотрел на меня я на него. 4) Один сообщает абоненту час суток другой минуту. (Е. Манько) 5) Атлантический океан занимает второе место по площади Индийский третье а Северный Ледовитый четвертое. (Б. Богоров) 6) Впереди победа. (В. Зубков) 7) Для Тургенева Родина начиналась с парка в Спасском-Лутовинове для Льва Толстого с Ясной Поляны без которой он не мог представить себе Россию. (М. Ростовцев) 8) Сонливый да ленивый два родных брата. (Пословица) 9) Пустыня это желтое и голубое. Голубое небо желтые пески. (Н. Сладков)

Простое осложненное предложение

Простое предложение – это предложение, которое имеет одну грамматическую основу.

Простое предложение может быть осложнено:

1) однородными членами;

2) вводными и вставными конструкциями;

3) обращениями и междометиями;

4) обособленными членами предложения.

Однородные члены предложения

Однородными называют члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову: Ее голос был напевным, мелодичным.

Однородные члены предложения могут быть соединены интонацией и сочинительными союзами:

Примечание: не являются однородными определения, если первое из них определяет все последующее сочетание в целом как одно понятие: Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку. (К. Федин)

Вводные слова, словосочетания и предложения

Вводные слова, словосочетания и предложения – это такие синтаксические единицы, которые служат для выражения отношения говорящего к содержанию высказывания или указывают на источник сообщения, порядок мыслей.

Вводные конструкции указывают на:

  • ту или иную степень достоверности (конечно, несомненно, разумеется, бесспорно, вероятно, может быть, должно быть, кажется, наверное, видимо): Он, должно быть, не придет. (Л. Карелин);
  • выражение чувств, эмоций (к радости, к несчастью, к сожалению, на горе, на беду): К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул. (И.С. Тургенев);
  • источник сообщения (по словам…, по сообщению..., говорят, известно, по-моему, по-вашему, по слухам.., из компетентных источников...): По его словам, я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом. (А.С. Пушкин);
  • порядок мыслей и способ их оформления (во-первых, наконец, итак, одним словом, короче говоря, например, значит): Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр. (А.П. Чехов);
  • побуждение собеседника к более активному восприятию высказывания (видишь ли, знаешь, вообрази, поверите ли): Вообразите, наши молодые уже скучают. (И.С. Тургенев)

Вставными конструкциями называют предложения, которые содержат пояснительные или дополнительные сведения к содержанию: Я наскоро пообедал, не отвечая на заботливые расспросы доброй немки, которая сама расхныкалась при виде моих красных, опухших глаз (немки, известное дело, всегда рады поплакать). (И.С. Тургенев)

Примечание: не являются вводными следующие слова и словосочетания; авось, якобы, тем не менее, буквально, будто, вдобавок, в довершение, словно, решительно, вместе с тем, вдруг, ведь, все-таки, вряд ли, именно, исключительно, как бы, как раз, примерно, притом, причем, небось, между тем, вместе с тем.

Обращение

Обращение может быть:

  • распространенным (Милый вы мой, выручите меня!);
  • нераспространенным (Ты письмо мое, милый, не комкай, до конца его, друг, прочти. (А. Ахматова))

Обособленные члены предложения

Обособленные члены предложения – это те, которые выделяются интонационно при произношении и запятыми на письме.

Обособленными могут быть все второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства, приложения.

Обособленные определения

Обособленные определения могут быть выражены:

  • причастиями с зависимыми словами (причастными оборотами): Тропинка, петляющая между деревьями, вывела нас к морю;
  • прилагательными с зависимыми словами: Красная от смущения, она стыдливо опустила глаза;
  • одиночными прилагательными и причастиями: Звук, отдаленный, затихающий, донесся до нас.

Виды обособленных определений:

  • согласованные (согласуются с определяемым словом: Море, лениво убегающее, терлось у наших ног);
  • несогласованные (связаны с определяемым словом управлением или примыканием: Дом, почти вдвое меньше, не подошел нам).

Обособленные обстоятельства

Обособленные обстоятельства могут быть выражены:

  • деепричастиями с зависимыми словами (деепричастными оборотами): Не думая ни о чем, он снял телефонную трубку. (В. Амлинский);
  • существительными с предлогами несмотря на, ввиду, вследствие, по причине, в целях, со стороны, в силу, при наличии, с согласия, в отличие, в целях, благодаря, при наличии, при отсутствии: Я поехал на почтовых, а он, по причине тяжелой поклажи, не мог следовать за мной. (М.Ю. Лермонтов);
  • одиночными деепричастиями: Разговаривая, они шли не спеша.

Обособленные дополнения

Обособляются распространенные дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх, включая, наряду, за неимением, за исключением, вместо: Все мы, за исключением новеньких, хорошо знали этот маршрут.

Обособленные приложения

Обособленные приложения могут быть выражены:

  • одиночными существительными: Я не слишком люблю эти цветы – хризантемы;
  • существительными с зависимыми словами: Для пополнения картины не было недостатка в петухе – предвестнике переменчивой погоды. (Н.В. Гоголь)

Уточняющие обособленные члены предложения

Уточняющие обособленные члены предложения служат для пояснения других членов предложения, чаще всего обстоятельства места и времени: Илья Ильич проснулся против обыкновения рано, часов в восемь. (И. Гончаров)

Сложное предложение

Виды сложного предложения

Сложными называются предложения, которые имеют две и более грамматические основы: Стаи диких птицу спасаясь от пожаров, проносились над деревней, а на закатах срывались страшные песчаные бури. (К.Г. Паустовский)

Сложные союзные предложения

В сложносочиненных предложениях части связаны интонацией и сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными – см. тему «Простое осложненное предложение»).

В сложноподчиненных предложениях части связаны интонацией и сложноподчиненными союзами и союзными словами.

Примечание: подчинительные союзы (что, если, чтобы, хотя) не являются членами предложения, союзные слова (относительные местоимения или наречия: который, чей, какой, где, откуда, зачем, почему, отчего) являются членами предложения.

Сложноподчиненные предложения делятся на группы:

  • с придаточными определительными: Мы купили платье, которое давно искали;
  • с придаточными изъяснительными: Было очевидно, что он прав;
  • с придаточными обстоятельственными (места, времени, способа и образа действия, причины, цели, условия, уступки, сравнительные): Чтобы успеть на поезд, нам пришлось ловить машину.

Сложноподчиненные предложения могут иметь нескольких придаточных:

  • с однородным подчинением: При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.

Например: В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места, где она родилась и где так памятны были месяцы детства (Чернов).

  • с последовательным подчинением: При таком подчинении первое придаточное относится к главному предложению, второе – к первому придаточному, третье – ко второму придаточному и т. д. Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

  • с параллельным подчинением: При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая – к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай (Чехов).

Существуют также СПП с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: Когда бричка выехала со двора, он (Чичиков) оглянулся назад и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет (Гоголь).

Сложные бессоюзные предложения

В бессоюзных сложных предложениях части соединены только интонацией, без союзов и указательных слов.

Части бессоюзных сложных предложений связаны между собой по значению. Они имеют следующие смысловые отношения:

  • перечислительные (одновременность и последовательность действий): Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали. (А.С. Пушкин);
  • пояснительные: Одно было несомненно: концерт состоится. (Ю. Бондарев);
  • дополнения: Внезапно Варя почувствовала: чьи-то слезы закапали на ее руку. (Л. Уварова);
  • причинные: Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. (М. Шолохов);
  • противопоставления: Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. (А.С. Грибоедов);
  • сравнение: Посмотрит – рублем подарит. (Н.А. Некрасов);
  • условные: Нравится рисовать – рисуй на здоровье. (В. Панова);
  • следствия: Любишь кататься – люби и саночки возить. (Пословица);
  • временные: Настанет лето – поедем на дачу.

Пунктуация

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Обособленные определения

Обособляются распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящими после определяемого существительного: Науки, чуждые музыке, были постылы мне.

Причастия или прилагательные с зависимыми словами, стоящими после неопределенного местоимения, не обособляются, так как они образуют одно целое с местоимением: Я увидел нечто похожее на гриб.

Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота: Моя уехавшая на днях сестра.

Не обособляются распространенные определения, стоящие перед определяемым существительным (если не имеют добавочных оттенков значения): Дарья Александровна стояла среди разбросанных по комнате вещей.

Не обособляются распространенные определения, стоящие после определяемого существительного, если последнее само по себе в данном предложении не выражает нужного понятия и нуждается в определении: Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым.

Не обособляются распространенные определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входя в состав последнего: Тайга стояла безмолвная и полная тайны.

Обособляются два и больше одиночных определения, стоящих после определяемого имени существительного: Потом пришла весна, яркая, солнечная.

Обособляется одиночное определение, стоящее после определяемого существительного, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение: Люди же, изумленные, стали как камни.

Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение (временное, причинное, условное, уступительное): Испуганная отчаянием моего отца, матушка не смела при нем плакать.

Распространенное или одиночное определение обособляется, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова: Залитые солнцем, стлались за рекой пшеничные нивы.

Обособляется определение, относящееся к личному местоимению, независимо от степени распространенности и местоположения определения: Я возвратился к Зурину, грустен и молчалив.

Упражнение № 13

1. Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком. 2. Стояла теплая глубокая мгла полная сверчков и звезд. 3. Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около фонарей. 4.Вчера утомлённый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко. 5. Они бросились за ним очарованные. 6. Все вернувшиеся из отпуска хорошо отдохнули. 7. А театр осаждало людское море буйное напористое. 8. Как бедной мне не горевать! 9. И минут через пять лил уже сильный дождь обложной. 10. Другой спутник постарше немного отстал. 11. В наступившей после грозы тишине слышен был стук падавших с веток деревьев капель. 12. Нас встретил молодой парень лет двадцати высокий и красивый.

Обособленные обстоятельства

Обособляются:

1) деепричастные обороты независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому, например: Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны.

2) два одиночных деепричастия, выступающие в качестве однородных обстоятельств, например: Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, бежит, кипит, сверкая и журча.

3) одиночные деепричастия, если они сохраняют значение глагольности, указывая на время действия, его причину, условие и т. д., например: Казаки разъехались, не договорившись.

4) деепричастные обороты (деепричастия), стоящие после сочинительного или подчинительного союза (такой деепричастный оборот (деепричастие) можно оторвать от союза и переставить в другое место предложения), например: Жизнь устроена так дъявольски, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.

Не обособляются:

1) одиночные деепричастия, непосредственно примыкающие к сказуемому и близкие по функции к наречиям (такие деепричастия указывают на образ действия), например: Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь.

2) деепричастные обороты, представляющие собой идиоматические выражения, например: Работать засучив рукава.

3) деепричастные обороты, тесно связанные по содержанию со сказуемым и образующие смысловой центр высказывания, например: Это упражнение делают стоя на носках.

Исключение: застывшие выражения (деепричастные обороты), выступающие в роли вводных слов и выражений: Судя по всему, это так.

4) деепричастные обороты, употребляющиеся в качестве однородных членов с необособленными обстоятельствами (в художественной речи), например: Ребенок стоял с раскрытым от удивления ртом и не спуская глаз с собаки.

Упражнение № 14

Вставьте пропущенные знаки препинания.

1. Муромский соблазнясь хорошею погодою велел оседлать куцую свою кобылу. 2. Иван Кузьмич уважая свою супругу ни за что на свете не открыл бы ей тайны вверенной ему по службе. 3. В небе неподвижно стояли ястребы распластав крылья и устремив глаза свои в траву. 4. Разве ты имея деньги не тратил бы их? 5. Дубов сидя верхом на скамейке разбирал наган. 6. Закаркав отлетела ватага черных ворон. 7. Возле крыльца покуривая толпилось человек десять казаков. 8. Ленивый сидя спит лежа работает. 9. Сергей отстранил Веру кивнул ей и ушел посвистывая. 10. Расчеты сделаны исходя из средних норм.

Проверь себя:

Какова причина обособления второстепенного члена в предложении?

Молодой казак, стройный и красивый, подошёл ко мне.

1)Обособленное приложение относится к имени собственному и стоит после определяемого слова.

2)Обособленное определение привносит дополнительное обстоятельственное значение, стоит перед определяемым словом.

3)Обособленное определение стоит после определяемого слова, которому предшествует ещё одно определение.

4) Обособленное определение отделено от определяемого слова другими членами предложения.

За станицей (1) дрожа (2) и покрывая свист метели (3) оглушительно загудел гудок.

1) 1; 2)2,3; 3)1,2,3; 4)1,3

1)Гости шёпотом толковали об этом неожиданном посещении и опасаясь быть нескромными вскоре разъехались один за другим.

2)Расчистив скважину и поставив новые штанги, бригада начала бурение.

3)Лошади фыркая плыли через широкую реку.

4)Ничего не могу сказать наперёд, принимай решение исходя из ситуации.

5)С берега долетал то затихая, то усиливаясь шелест подсыхающей травы.

6)Ошеломлённая она покорно села.

7)Незнакомый юноша длинный, нескладный явно был застенчив.

8)Под ногами шуршала не скошенная летом трава.

9)Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения

Вводные слова и словосочетания

Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, среди которых различаются следующие основные группы:

1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к радости, к досаде, к ужасу и т. п.;

2) вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т. д.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, возможно, вероятно и т. п.;

3) вводные слова, указывающие на источник сообщаемого: говорят, сообщают, передают и т. п.;

4) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, во-первых, далее, наконец, прежде всего, наоборот, напротив и т. п.;

5) вводные слова, указывающие на оформление высказываемых мыслей: словом, одним словом, коротко говоря, как говорится, так сказать и т. п.;

6) вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), пойми, допустим;

7) вводные слова могут указывать оценку меры того, о чем сообщается: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и т. п., а также иметь другие значения, выражающие отношение говорящего к высказываемой им мысли.

Вводные слова выделяются запятыми. Если в вводном словосочетании пропущено слово, то вместо одной запятой обычно ставится тире: Такие путешествия, с одной стороны, интересны, но весьма утомительны – с другой.

Упражнение № 15

Вставьте нужные знаки препинания.

1. К счастью никто меня не заметил. 2. Вронский к ужасу своему почувствовал что он сделал скверное непростительное движение. 3. К удивлению моему мужик самым благодушным образом здоровается с перевозчиком Тюлиным. 4. Я разумеется обошелся весьма бережно со стариком. 5. Глазами кажется хотел бы всех он съесть. 6. Бурмистр должно быть в Перове подгулял. 7. Ты сказывают петь великий мастерище. 8. Как видно и здесь Гаврик был свой человек. 9. Итак два почтенные мужа честь и украшение Миргорода поссорились между собой. 10. Словом стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно. 11. Он видите ли мог этого не знать.

Проверь себя:

1)Его вызывающий тон кстати удивил и нас тоже.

2)Счастье казалось таким огромным.

3)По вечерам он обычно бывает дома.

4)Как нарочно дожди и холод продолжались весь май.

Сравнительный оборот

Сравнительные обороты с союзом КАК выделяются запятыми:

1) если они, обозначая уподобление, не содержат никаких других оттенков в значении: Пили бабушкины наливки, желтую, как золото, темную, как деготь, и зеленую;

2) если начинаются с КАК И и если им предшествуют слова ТАК, ТАКОЙ и т.п., например: Дети, как и взрослые, любят кино.

Запятая ставится перед КАК в оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК, например: На мгновенье ему показалось даже, что это не кто иной, как брат, решил подшутить над ним.

Не выделяются запятыми обороты с КАК:

1) если на первый план в обороте выступает обстоятельственное значение (обычно образ действия, отвечающее на вопрос КАК?): Как дым рассеялись мечты;

2) если основное значение оборота – приравнивание или отождествление: Старайтесь смотреть на меня как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной;

3) если оборот образует именную часть составного сказуемого или тесно связан по смыслу со сказуемым: Один как изумруд, другие как коралл;

4) если оборот имеет характер устойчивого выражения: все шло как по маслу;

5) если сравнительному обороту предшествует отрицательная частица НЕ: поступил не как друг.

Запятыми выделяются сравнительные обороты, начинающиеся словами СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО и др.

Упражнение № 16

Вставьте, где нужно, знаки препинания.

ПРАВИЛО: Если обороты (НЕ) БОЛЬШЕ ЧЕМ, (НЕ) МЕНЬШЕ ЧЕМ, (НЕ) РАНЬШЕ ЧЕМ и т.п. не выражают сопоставления, то они рассматриваются как цельные выражения и запятая перед союзом ЧЕМ не ставится, например: На работу понадобится не меньше чем три часа.

Слова УГОДНО и ПОПАЛО в сочетании с вопросительно-отрицательными местоимениями и наречиями образуют цельные выражения и запятыми не отделяются.

Упражнение № 17

Поставьте знаки препинания.

1. Работы оказалось гораздо больше чем мы ожидали. 2. По сравнению с обычной нормой осадков в этом месяце выпало больше чем вдвое. 3. Отъезд экспедиции состоится не позже чем было намечено по плану. 4. Ответ на ваш запрос вы получите не позже чем завтра. 5. В дороге питались чем попало. 6. К концу охоты утки словно на прощанье стали подниматься целыми стаями. 7. Ветер дул навстречу как будто силясь остановить молодую преступницу. 8. Пустынник наш скорее чем Мишенька устал. 9. С высоты мне виделась Москва что муравейник.

Знаки препинания в сложном предложении

Запятая ставится между частями сложного предложения, соединенного союзами:

1) соединительными: И, ДА (в значении «И»), НИ...НИ;

2) противительными: А, НО, ДА (в значении «НО»), ОДНАКО ЖЕ, ЗАТО, А ТО, НЕ ТО;

3) разделительными: ИЛИ, ЛИБО, ЛИ...ЛИ, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО;

4) присоединительными: ДА, ДА И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ;

5) пояснительными: ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО.

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире: Я спешу туда ж – а там уже весь город.

Упражнение № 18

1. Тут раздался легкий свист и Дубровский умолк. 2. С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он. 3. Еще напор и враг бежит. 4. Еще одна минута объяснения и давнишняя вражда готова была погаснуть. 5. Вавила бросил что-то в костер притоптал и тотчас же стало очень темно. 6. Мгновение и все опять тонуло во мраке. 7. Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. 8. Треск разрываемой рубахи и Гаврила лежал на песке безумно вытаращив глаза. 9. По крыше выложили жесть и дом готов и крыша есть. 10. Надо смотреть практически на жизнь а то всегда в дураках будешь.

ПРАВИЛО: Запятая перед союзами И, ДА (в значении «И»), ИЛИ, ЛИБО в сложносочиненном предложении не ставится:

1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член: В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги;

2) если части сложносочиненного предложения имеют общее придаточное предложение: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой;

3) между двумя назывными предложениями: Прогулка в лесу и катанье на лодках;

4) между двумя вопросительными предложениями: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?

Запятая не ставится между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.

Запятая ставится между частями сложносочиненного предложения, имеющими общий второстепенный член или общее придаточное предложение, если эти части соединены повторяющимся союзом: По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

Упражнение № 19

Поставьте, где нужно знаки препинания. Укажите общий второстепенный член или общее придаточное предложение у частей сложносочиненных предложений.

1. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. 2. Губы Кати не улыбались и темные глаза выражали недоумение. 3. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры. 4. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. 5. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату. 6. Зловещий блеск и пестрота дерев. 7. Это кто такие и что им надобно? 8. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. 9. Когда Аню провожали домой то уже светало и кухарки шли на рынок. 10. Звезды уже начинали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.

Проверь себя:

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится запятая.

1)В горах ударил гром __ и хлынули потоки дождя.

2)Солнце сползло с зенита, тени удлинились __ и зной стал мягче.

3)Капитан прикладывает руку к козырьку __ и его умные глаза улыбаются

4)Мы оглушены этим тяжёлым ударом __ и ещё не можем от него оправиться.

5)Кот сидел на окне, тщательно мысля _ и делал вид, что не слышит настойчивого лая.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного.

Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (также условные с союзом ЛИ), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире: Кто весел – тот смеется.

Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (ПОТОМУ ЧТО, ВВИДУ ТОГО ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕХ ПОР КАК и т.п.), то запятая ставится один раз:

1) перед союзом, если придаточное предложение следует за главным: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все;

2) после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному: По мере того как я рассказывал, он приходил в себя.

Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание НЕ либо повторяющийся дальше сочинительный союз И, ИЛИ, ЛИБО и т.п., то придаточное предложение не отделяется от главного запятой: Важно не что он сказал, а как он это сказал.

Не являются придаточными предложениями и не отделяются поэтому запятой неразложимые выражения ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО, КАК НИ В ЧЕМ НЕ БЫВАЛО и т.п.

Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.

Упражнение № 20

Поставьте нужные знаки препинания.

1. Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлек внимание сторожей. 2. Если маленькая сестренка еще не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней. 3. В небольшой комнате которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван. 4. Верчусь колесом а куда еду не знаю. 5. Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми. 6. Я хочу знать не как это делается а зачем это делается. 7. Он раздражителен и когда болен и когда здоров. 8. Работа выполнена как следует. 9. Он ушел и не сказал зачем. 10. Я это говорил но не помню когда.

Знаки препинания в предложениях с несколькими придаточными

  1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Я любил мартовские сумерки, когда начинало морозить, когда зажигали газ (Дост.);
  2. Если однородные придаточные сильно распространены, особенно когда внутри них уже имеются запятые, то между ними вместо запятой ставится точка с запятой, например: Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь много изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами, что теперь о нём, видимо забыли (Ш.).
  3. Если однородные придаточные соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится, например: Получили известие, что Волга стала и что через неё потянулись обозы (Акс.);
  4. Но при повторении сочинительных союзов запятая между соподчинёнными предложениями ставится, например: Он жаловался, что здоровье теперь не то, и что работа потеряла прежний интерес, и что люди плохо к нему относятся.

Запятая на стыке двух союзов

При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или относительного слова) запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза – ТО, ТАК, НО, например: Вы сможете выполнить эту работу, от которой, если делать её с душой, вы сами получите большое удовлетворение – придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить в другое место предложения, поэтому запятая между относительным словом и союзом ставится.

Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится, например: Капитан понимал, что если он сейчас проявит нерешительность, то потом уже нельзя будет ничего сделать.

Упражнение № 21

Поставьте нужные знаки препинания.

1. Отец с жаром и подробно рассказал мне сколько водится птицы и рыбы сколько родится всяких ягод сколько озер какие чудесные растут леса. 2. Вот мы сидим сиротливо и не знаем куда поплывем и что ожидает нас в будущем. 3. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом если найдет его. 4. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. 5. Она сказала ему что если он болен то надо лечиться. 6. Мне так было весело на сенокосе что не хотелось даже ехать домой хотя отец уже звал меня. 7. Нехлюдов просил обратно собрать сходку крестьян для того чтобы условиться в цене за отдаваемую землю. 8. Челкаш чувствовал что он вор гуляка оторванный от всего родного никогда не будет таким жадным низким не помнящим себя. 9. Мечик плохо понимал зачем его послали вперед но ему велели ехать рысью и он подчинился. 10. Глаза старика были красны и влажны и он чтобы разлепить их мигал ими.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая, если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу, например: Он был весь в слезах, голова поникла, лицо бледно, руки сложены на груди, губы шепчут (С.-Щ.);

Если части бессоюзного сложного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой, например: Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежащую в полуверсте отсюда; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Т.).

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:

  1. если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова А ИМЕННО), например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светили тускло, улицы были пусты (П.);
  2. если в первом предложении при помощи глаголов ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ЗНАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ и т.п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например: Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти (Н. О.).
  3. если вторая часть указывает основание причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что), например: Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания (Н. О.).

Тире в бессоюзном сложном предложении ставится:

  1. если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий, например: Прошла неделя, другая – вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.);
  2. если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части (можно добавить союз НО или И), например: Попробовал бежать – ноги от страха не двигались (Л.Т.);
  3. если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (можно добавить слово ПОЭТОМУ), например: Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идёт во двор (Фад.);
  4. если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно добавить союз КОГДА), например: Ехал сюда – рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно – эту рожь люди едят (Пришв.);
  5. если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором идет речь во второй части (можно добавить союз ЕСЛИ), например: Смерти бояться – на свете не жить (пословица);
  6. если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой (можно добавить союзы СЛОВНО, КАК БУДТО), например: Молвит слово – соловей поёт (Л.).

Тире ставится также в тех случаях, когда вторая часть бессоюзного сложного предложения является неполным предложением, например: Мне показалось – мышь.

Упражнение № 22

Поставьте нужные знаки препинания.

1. Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела. 2. Опять все затихло только ветер шевелил сучья дерев то открывая то закрывая звезды. 3. Грачи улетели лес обнажился поля опустели только не сжата полоска одна... 4. Одно было несомненно назад он не вернется. 5. Обычай мой такой подписано так с плеч долой. 6. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает. 7. Хотел рисовать кисти выпадали из рук. 8. Сыр выпал с ним была плутовка такова. 9. Чин следовал ему он службу вдруг оставил. 10. Волков бояться в лес не ходить.

Проверь себя:

На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

1)Морозы упали__1 и ветер казался тёплым__2 хотя на дворе был ещё только февраль__3 не обещающий тепла__4 и весны.

2)Облако__1 о котором я говорил__2 разрослось__3 пока мы шли садами__4 и густым слоем покрыло плотно__5 и непроницаемо всю вершину.

3)Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он__1 точно прыгал через что-то невидимое__2 и__3 рождая сильный порыв__4 развевал волосы женщин в фантастические гривы__5 вздымавшиеся вокруг их голов.

4)Когда Карл Иванович__1 тронутый моим рассказом__2 стал утешать__3 и __4 успокаивать меня, мне__5 казалось__6 что я точно видел этот страшный сон.

5)Более получаса расхаживал я в недоумении перед забором__1 так что обратил на себя внимание старой__2 дворовой собаки__3 которая__4 однако__5 не стала лаять на меня.

Прямая речь заключается в кавычки. Между словами автора и прямой речью ставится двоеточие, когда прямая речь стоит после слов автора, и тире, когда она стоит перед словами автора или разрывается словами автора. Например: Григорий, оживившись, мигнул Наталье: «Петро зараз казачка урежет, гляди». «Неужели все ушли?» – подумала Ирина. «Я поеду с казаками, – предупредил взводного офицера Листницкий. – Передайте, чтобы мне оседлали вороного» (Шолохов).

Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации этого предложения (точка, вопросительный или восклицательный знак).

Знаки препинания при прямой речи

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Если же она начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире:

Маленькая девочка бежала и кричала:

Не видали маму?

Если прямая речь стоит после авторских слов, то перед ней ставится двоеточие и первое слово пишется с прописной буквы; вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающимися кавычками, а точка – после них, например: Виктор всё понял и сказал: «Хорошо, я согласен».

Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставится запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы, например: «Это лошадь отца моего», – сказала Бэла (Л.);

  • если на месте разрыва не должно быть никакого знака или должна стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы, например: «Войди, батюшка, – отвечал инвалид, – наши дома» (П.);
  • если на месте разрыва должна стоять точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы, например: «Может быть, мы больше никогда не увидимся, – сказал он мне. – Перед разлукой я хотел с вами объясниться» (Л.);
  • если на месте разрыва должен стоять вопросительный или восклицательный знак либо многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; после слов автора ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы (возможно написание со строчной буквы, если многоточие в конце первой части прямой речи стояло бы в середине предложения), например: «Морозка!» – крикнул Бакланов вслед уезжавшим. – Вы всё-таки не теряйте друг друга из виду» (Фад.);
  • если в авторских словах имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире и первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы, например: «Идём, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?» (М. Г.);
  • Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи. Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду.

    Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи. Например: Я спросил, который час; Мы спросили встречных, куда они едут; Я спросил товарища, решил ли он эту задачу.

    Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

    При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной. Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими. Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом». – Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом.

    Цитаты и знаки препинания при них

    Цитатами называются дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

    Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания при цитатах ставятся, как в предложениях с прямой речью. Например: В. Г. Белинский писал: «Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка». Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. Тогда она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы. Например: Мысль Л. Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневнике, имеет глубокое философское содержание. По словам Ф. И. Шаляпина, искусство может переживать времена упадка, но «оно вечно, как сама жизнь».

    Упражнение № 1

    1. А Балда приговаривал с укоризной Не гонялся бы ты поп за дешевизной. 2. Наконец я ей сказал Хочешь пойдем прогуляться на вал? 3. Проходя переднюю Чичиков покрутил носом и сказал Петрушке Ты бы по крайней мере хоть окна отпер! 4. Расскажите свою биографию Артем услыхал слесарь голос Сиротенко. 5. Ветру бы теперь дунуть... говорит Сергей. 6. Что же ты не едешь? Спросил я ямщика с нетерпением. 7. Пожар! Пожар! Раздался внизу отчаянный крик. 8. Чему обучаюсь? Переспросил Макар и захлопнул книжку Английскому языку. 9. Идем холодно сказал Макаров и угрюмо спросил Что молчишь? 10. Идите сказал Сабуров Я тоже скоро к вам приду.

    Упражнение № 2

    Перепишите текст, заменяя прямую речь косвенной.

    «Нравится наш город?» – спросили дети. «Нравится, особенно его украшают цветы», – сказал я. «У нас уже пятьдесят тысяч розовых кустов. В будущем году выполним план». – «И тут план», – удивился я. «А как же? Сколько жителей в городе – столько и должно цвести кустов!» – «Кто же такое придумал?» – «Иван Иванович». «А кто он, этот Иван Иванович?» – поинтересовался я. «Он один из первых строителей города, – гордо объявила девочка. – Он сам цветы сажает».

    Упражнение № 3

    Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.

    1. Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... (Белинский). 2. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3. ...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4. В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5. Краткость – сестра таланта (Чехов).

    Проверь себя:

    В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?

    а) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

    б) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» – спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.

    в) По словам Л. Н. Толстого, «искусство – высочайшее проявление могущества в человеке».

    г) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».

  • Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний и предложений, правила соединения слов в словосочетаниях и предложениях.

Чтобы правильно говорить и писать, понимать чужую речь, то есть общаться в устной и письменной форме, нужно знать правила построения словосочетаний и предложений.

  • Пунктуация (лат. punctum- точка) - это система выработанных и закрепившихся правил, которыми руководствуется пишущий при расстановке в тексте знаков препинания.

Знаки препинания составляют принадлежность письменной речи и являются условными обозначениями, применяющимися между словами или синтаксическими отрезками для выражения грамматического и смыслового членения речи.

Русская пунктуация базируется на смысловом и грамматическом принципах, интонация выступает в качестве вспомогательного средства и всецело зависит от смысла высказывания.

Виды связи предложений

Текст - это последовательно объединённые смысловой связью высказывания(предложения), которые представляют смысловую, содержательную и структурную целостность.

Цельный текст - это законченное высказывание, которое состоит из нескольких предложений, частей, связанных друг с другом по смыслу, объединённых логичностью и последовательностью развития темы.

Тема - это развёрнутое содержание текста, которое раскрывается через подтемы, микротемы. Важную роль в раскрытии темы играет набор подтем. Глубину раскрытия темы обеспечивают микротемы, отобранные автором.

Тема и основная мысль текста раскрываются в тексте последовательно и с помощью цепной и параллельной связи.

  • Цепная связь - это один из важнейших способов связи самостоятельных предложений. Она встречается во всех типах речи(описание,повествование,рассуждение).

При цепной связи соединение предложений носит последовательный характер: первое связано со вторым, второе связано с третьим и т.д. Конец предшествующего предложения, повторяясь в последующем, даёт начало новому предложению. В результате образуется цепь предложений с тесной последовательной смысловой и синтаксической связью.

  • При параллельной связи все предложения соединены не последовательно, а как бы централизованно: они одинаково относятся и друг к другу, и к первому предложению.

Одним из основных признаков параллельной связи является одинаковое или сходное синтаксическое строение предложений, так называемый синтаксический параллелизм.

Разница цепной и параллельной связи

Разница в характере структурной соотнесённости предложения при цепной и параллельной связи ведёт к тому, что предложения(кроме первого), соединённые цепной связью, менее самостоятельны в смысловом отношении, в большей степени зависят от контекста, например: Итак, Марья Андреевна сидела у окна и смотрела на улицу.

Предложения, соединённые параллельной связью, довольно самостоятельны; смысл их, как правило, полностью понятен и при изолированном употреблении,например: Когда дул ветер, он приносил с собой меланхоличный звук шороха волн о берег (М.Горький).



Похожие статьи