Возрождением фаллического культа. Фаллические символы. Фаллический культ в Сирии

Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека, 4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием - и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом. Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название (см. ниже). Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых первобытных племен и у культурных народов внеевропейских (напр. японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы. Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить "кукиш" оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого является в данном случае "кукиш", в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. По шинтопатической космогонии (см.) даже самые острова япон. архипелага представляют собою не что иное, как гигантские Ф., созданные Ф.-ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жертвоприношениями. Индоевропейские и семитические религии, включая и Египет, полны следов Ф. культа. Еще на заре ведической мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - "могучий бык" у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus phallicus, Шива, главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII в. образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собою маленькие фигурки Ф. как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве и у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом. Как в Древнем Риме изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин, гигантские изображения его воздвигались в храмах, и еще в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты, - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии. Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезывали свои волосы и проституировали себя. У самых первобытных племен следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезываемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены, жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображения своих богов. Почти универсальным можно считать обряд обрезания, который является как бы заменой жертвы Ф. самооскопления в культе Астарты. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, т. е. в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде, могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия. Некоторые Ф. изображения даже более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божество Аннама, украшающее вестибюль нашего этнографического музея Акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путем, как человек. Отсюда воззрение на смену времен года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе, об овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже самооскопление. Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер; он свел их к общим приемам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным излишествам, которые по симпатии должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек, говорит он, "может думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует, так сказать, фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножении своего вида. Таким образом, из одной и той же грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма". Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, "The Golden Bongh" (Л. 1900, изд. II).

Корень "яр" имеет сексуальный смысл во всех тюркских языках. В русском языке "яр" несет в себе понятия весеннего света, тепла, сексуальной активности, плодородия; "ярость" - гнев, похоть, "ярун" - похотливый и т.д.

Ярило - славянское божество, связанное с языческим культом Солнца. Во время обрядов соломенное чучело Ярилы изготовлялось с огромным торчащим фаллосом.

В тантрическом буддизме и других восточных учениях фаллос называют нефритовым стеблем, флейтой, жезлом, скипетром, драгоценным камнем, положительной вершиной, горным утесом, яньской пагодой, оружием любви, дипломатом, послом, генералом, тигром, змеей, петушком, приспешником, мальчиком, монахом, адептом, воином, героем.

В Швеции сохранились рисунки бронзового века, на которых изображены обнаженные мужчины во время охоты. Также в пустыне Сахара были найдены изображения фаллосов рядом с головами убитых животных возраст этих изображений - 5000 лет до рождества Христова.

На территории Зимбабве были найдены рисунки доисторических времен на которых был изображен эрегированный пенис с длинной линией, тянущейся от него и заканчивающейся цветком тюльпана.

Фаллический культ в Индии

В культуре Древней Индии известен лингам - фаллический символ в культе Шивы. . Он представляет собой вертикально установленный каменный цилиндр, внешне напоминающий рог, высотой, как правило, примерно 75 сантиметров, с диаметром у основания 30 сантиметров. Правда, те из них, что установлены в храмах, посвященных Шиве, куда приходят ежедневно миллионы индусов для поклонения богам, могут достигать гигантских размеров. Индийские женщины носят маленькие лингамы на шее, подобно тому как христиане носят нательные кресты. В священных книгах написано: поклонение фаллосу не означает поклонение физическому органу, а просто признание вечной божественной формы, проявившейся в микрокосме. Человеческий орган не более, чем изображение этой божественной эмблемы, оригинальная форма жизни.

В книге Эрики Лейхтаг, опубликованной в I960 году и посвященной воспоминаниям о поездке в Непал, есть такие строки: "В этой стране лингам выходит из сердца лотоса, женского йони. Этот символ присутствует всюду, изготовленный из камня, бронзы, меди, железа, золота, стекла, раскрашенного дерева. Я видела его на лестницах храмов, на обочинах дорог, на дверях домов, в окружении даров - цветов, риса, воды... В конце концов я перестала его замечать".

В Индии лотос - водное растение с красными, белыми и синими лепестками - является символом женского полового органа, в то время как фиговое дерево символизирует фаллос.

Фаллический культ в Греции и Египте

Культура фаллоса широко представлена в египетской мифологии богами Мином, Амон-Ра и Озирисом. Фаллос является символом мужской силы и это связано с легендами о фаллосе Озириса. Амон-Ра, царь всех богов, также на всех изображениях показан с обнаженным фаллосом.

Египтяне отмечают праздник Бахуса. Вместо фаллосов у них фигурируют статуэтки высотой 50 сантиметров, которые приводятся в движение с помощью привязанных к ним веревок. Музыкант открывает церемонию, играя на флейте, а женщины несут статуэтки, распевая посвященные Бахусу гимны и манипулируя их половыми членами, чья длина почти достигает длины их тела.

В античной Греции боги имели безграничную власть и могли самолично определять судьбу людей, в то же время, несмотря на то, что боги практически всегда находились на горе Олимп, слава об их сексуальных подвигах распространялась по всему свету. Во время правления крито-микенской цивилизации имели место дикие оргии в декабре месяце и это отражено во множестве рисунков на античных вазах. Эти оргии назывались фестивали Диониса - сына Зевса и его любовницы Семелы

Во время этих фестивалей процессия несла большие деревянные или каменные фаллосы и прославляла Диониса. Боги Пан и Приапус также проповедовали культуру фаллоса. Пан - аркадианский бог овец, сын Гермеса и Пенелопы, был превращен Гермесом в козла. Приапус - бог фертильности, в Азиатских странах был известен под именем бога Беса, всегда изображался с пенисом, выше чем его собственное тело.

Фаллический культ в Римской империи

В Римской империи, то там, то сям попадались "гермы", посвященные Приапусу можно найти везде. Герма - квадратный столб с головой бородатого мужчины наверху и с эрегированным пенисом посередине. Эти гермы устанавливались у полей, дорог и внутри жилых домов, люди верили, что они обеспечат защиту от воров и грабителей и также использовались в качестве пугал. Их главной обязанностью было отводить "дурной глаз".

Сексуальное значение фаллоса в Римской империи распространилось в более значительную магическую силу. Это также относится к бесчисленным фаллическим жертвоприношениям и использованию фигурок фаллоса в качестве "оберегов" для защиты от злых сил. Фаллосы называли "fascinum", в переводе с латинского это означает "околдовывать, очаровывать". Большие фаллические скульптуры устанавливались на воротах римских городов и стенах домов и это также несло защитную функцию - отводило "дурной глаз" и приносило удачу, счастье.

Фаллический культ в Сирии

Люсьен де Самосат сообщает о существовании в Сирии фаллического культа богини. Люсьен де Самосат так рассказывает о назначении 54-метровых фаллосов: "Дважды в год на вершину одного из них забирается мужчина, чтобы оставаться там в течение недели. Делает он это с помощью веревки, обвязанной вокруг туловища и фаллоса, и куска дерева, который служит опорой. Оказавшись наверху, он бросает вниз конец другой, длинной веревки, взятой с собой. По ней ему передают все необходимое, и он устраивает на вершине нечто вроде гнезда". Этот человек проводит время в молитвах и иногда бьет в гонг, который издает весьма впечатляющие звуки.

Фаллический культ во Франции

Иногда во время процессии по случаю Вербного воскресенья дети несли пять хлебов в виде фаллоса. Церковный собор IX века осудил использование фаллических амулетов, чрезвычайно распространенных в ту эпоху. Этот обычай сохранялся вплоть до XIV столетия.

Приап стал во Франции святым: на юге - святым Футином, в Бурге - святым Грелюшоном или Герлюшоном, в Бретани - святым Жиллем и святым Геноле. Все эти святые дарят мужчинам мужскую силу, а женщинам - плодовитость.

Фаллический культ чаще всего находил свое воплощение в камне. Некогда в Пиренеях существовал камень Бурбо, вокруг которого вечером того дня, когда праздновался Мэрди-Грас, устраивались непристойные танцы.

Женщины Бретани, страдавшие бесплодием, приходили к менгиру Бург д"Уий, чтобы дотронуться до него особым образом.

В деревне Сент-Урс, расположенной в Нижних Альпах, стоял священный камень. Девушки, соскальзывавшие по нему вниз, были уверены, что в скором времени найдут себе мужа.

Фаллический культ в Японии

Несмотря на то, что Япония имеет буддийско-шинтоистскую культуру, здесь также был найден символ фаллоса. Например, в городе Комакаси в марте проводится фестиваль Toshira jinga. Жрецы несут по улицам города огромный, вырезанный из дерева фаллос. После фестиваля этот новый фаллос будет установлен рядом с фаллосами, установленными в предыдущие годы. Гунны (хунну) в древности переправлялись и на японские острова, участвуя в этногенезе японской нации. Японская мифология сообщает, что божеская пара Изанаги и Изанами " возмущали океан огромным копьем с наконечником из драгоценного камня (фаллос); капающая с наконечника морская вода образовала первый остров, по имени Оногоро, который с виду похож на огромный фаллос. Затем они стали бегать вокруг небесного столба, искусственно сделанного в виде фаллоса, и породили остальные японские острова, а также произвели и многие другие божества".

В Японии культ фаллоса и ктенес был официально запрещена в 1872 году, но "в отдаленных местностях его можно встретить и по сию пору. Эти "женские и мужские камни"... бывают и натуральными и искусственными. Естественные фаллосы и ктенесы встречаются различных величин, достигая величины утесов, из которых один образует целый остров по имени Оногоро. Им придают гораздо больше значения, чем искусственным, и они-то, вероятно, и вызывали возникновение культа, так как они, конечно, древнее искусственных изображений. Искусственных ктенесов не делают, но фаллосы из камня, глины, дерева и железа очень распространены. Бесплодные и больные женщины приносят в жертву фаллосу два вида раковин. Персик и боб служат символом ктенеса, гриб и рыло свиньи - фаллоса. Крупные экземпляры фаллоса и ктенеса встречаются иногда отдельно, но чаще всего попарно; их помещают иногда в небольших вместилищах, под навесом, но в большинстве случаев прямо под открытым небом. Им приносятся жертвы, состоящие из яств и напитков. Маленькие символы из употребляются при домашнем богослужении".

Однажды японская Дева Тамаери-химэ, развлекаясь на берегу реки Исикава, увидела и плывущую по течению стрелу, окрашенную в красный цвет. Она подобрала эту стрелу и положила ее к себе в постель, отчего забеременела и родила сына. Здесь налицо параллель боевого оружия и фаллоса. Корейцы фаллический дух называли Пугын, а в посвященных ему святилищах вывешивали на стене изготовленный из дерева фаллос. Несмотря на запрет, его культ сохранялся до начала ХХ века.

Антифаллическая Европа

В Западной Европе периода Реформации и Контрреформации старые привычки изменились и на сексуальность было наложено строгое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или спрятаны под фиговыми листками. Только лишь в "научных" работах допускались изображения пениса.

Антифаллическая тенденция усилилась после публикации в Англии в 1715 году брошюры, названной "онанизм, или ужасный грех самоосквернения и страшные последствия его, рассматриваемые у обоих полов, а также душевные и физические советы для тех, кто уже навредил себе этой ненормальной практикой". Здесь рассматривались 3 идеи: "смертный грех", "ненормальная практика" и "страшные последствия", брошюра эта повлияла на морали граждан вплоть до ХХ века. Также была выпущена книга доктора Тиссо в 1758 году, сначала на латыни, а затем, что имело гораздо больший эффект на французском - "Онанизм или исследование психических и физических влияний мастурбации".

ФАЛЛИЧЕСКИЙ (Греч.) Все, что относится к половому культу; или внешне имеет сексуальный характер, как, например, индусские лингам и иони - символы мужской и женской производящей силы, - которые не обладают ни одним из тех нечистых значений какие им приписываются западным умом.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Фаллический , или половой культ . Почитание и благоговение, выказывая богам и богиням, которые, как Шива и Дурга в Индии, символизируют два пола.

Фаллический элемент, встречаемый в каждом имени, данном Богу, и в каждом сказании Ветхого Завета и до некоторой степени и в Новом Завете , может также со временем значительно изменить современные материалистические взгляды на биологию и физиологию.

Лишенные их отталкивающей современной грубости, подобные представления о Природе и человеке, опираясь на авторитет небесных светил и их тайн, раскрывают эволюцию человеческого мышления и докажут, насколько естественно было подобное течение мысли. Так называемые фаллические символы стали непристойными только в силу материального и животного элемента, заключенного в них. Вначале подобные символы были только естественны, ибо они зародились в архаических расах, которые, зная, что они произошли от двуполых предков, являлись в своих собственных глазах первыми проявлениями разделения полов и тайны, в силу которой они в свою очередь творили. Если последующие расы, и в особенности «избранный народ», и унизили эти символы, то это нисколько не меняет их происхождения.

Спрашивающий. Прежде, чем мы сменим тему, нам нужно узнать всю правду вот о чём. Сейчас некоторые пишут, что ваше учение "аморально и пагубно", а другие, полагаясь на так называемых "авторитетов" и востоковедов, не видящих в индийских религиях ничего, кроме культа секса в разных формах, обвиняют вас в том, что вы учите фаллическому культу. Они говорят, что раз современная теософия тесно связана с восточной и особенно индийской мыслью, она не может быть свободна от этого налёта. Иногда они даже заходят так далеко, что обвиняют европейских теософов в воскрешении практик, связанных с этим культом. Как насчёт этого?

Теософ. Я слышала и читала об этом и раньше, и отвечу вам, что более безосновательной и лживой клеветы ещё не изобреталось и распространялось. "У дурака и сны дурные", гласит русская поговорка. Кровь закипает, когда слышишь такое низкое обвинение, выдвинутое без малейшего основания, на базе одних предположений. Спросите у сотен уважаемых английских мужчин и женщин, годами состоявших членами Теософического Общества, проповедовали ли мы им когда-нибудь аморальные заповеди и пагубные доктрины. Откройте "Тайную Доктрину", и вы обнаружите, что там страница за страницей иудеи и другие народы порицаются именно за их приверженность фаллическим ритуалам из-за буквального толкования природного символизма и грубо-материалистического понимания дуализма природы во всех экзотерических вероучениях. Такое постоянное и злонамеренное искажение наших учений и взглядов поистине постыдно.

Спрашивающий. Но вы не можете отрицать, что фаллический элемент в религиях востока действительно существует?

Теософ. Я этого и не отрицаю, а лишь утверждаю, что он там присутствует не в большей степени, чем в христианстве, религии Запада. Прочтите "Розенкрейцеров" Харгрэйва Дженнинга, если хотите убедиться в этом. На Востоке фаллический символизм, возможно, более прямой из-за того, что более верен природе, или, я бы даже сказала, более наивный и искренний, чем на Западе. Но он не более распущенный, и не внушает восточному уму тех же грубых представлений, которые он вызывает в уме западном, может быть, разве за одним или двумя исключениями, такими как позорная секта, известная под названием "Махараджа", или Валлабхачарья.

Спрашивающий. Один из ваших обвинителей в журнале "Agnostic" недавно намекнул, что последователи этой постыдной секты - теософы и "притязают на истинное постижение теософии".

Теософ. Он написал неправду, вот и всё. В нашем Обществе никогда не было и сейчас нет ни одного валлабхачарьи. Что же до того, что они постигли теософию или претендуют на это, то это другая выдумка, основанная на полом невежестве касательно индийских сект. Их "Махараджа" предъявляет права лишь на деньги, жён и дочерей своих глупых последователей, и не более. Эту секту презирают все остальные индусы.

Но вы найдете пространное рассмотрение всего этого предмета в "Тайной Доктрине", к которой я снова должна отослать вас за подробными объяснениями. В заключение могу сказать, что сама душа теософии - против фаллического культа; и её оккультная или эзотерическая часть - ещё более, чем экзотерические учения. Не было ещё более лживого утверждения, чем вышеприведённое. А теперь задавайте другие вопросы.

Никто особо не задумывается об этом, но вся наша жизнь напрямую связана с символами, которые нас окружают. Некоторые люди относятся к ним нейтрально, другие же устраивают из них культ, иногда доходящий до фанатизма. Целый вокруг нас. Они есть во всех сферах жизни, начиная от телепередач и кинофильмов и заканчивая Нельзя забывать и о стихотворной форме, где каждое сочинение зачастую помимо основного смысла имеет и подтекст. А двойное значение - это одна из главных характеристик, необходимых для определения истинной сущности. Казалось бы, обычные на первый взгляд предметы на самом деле несут в себе совсем иной символизм и подтекст. Герман Гессе, например, считал, что каждое явление на земле - это символ, а через него душа проникает в наш мир.

Изображения с фаллическим смыслом были популярны у большинства народностей, на всех континентах нашей планеты, следовательно, творцы (живописцы, скульпторы, литераторы) часто использовали их в своих произведениях.

Фаллические символы - что это такое?

К ним можно отнести образы и предметы, способные вызвать ассоциации с органами оплодотворения как мужскими (фаллос), так и женскими (ктеис). Однако не стоит ограничивать подобные символы вытянутыми и стоящими предметами, как делают это многие авторы, изучающие данный вопрос. Так как репродуктивная функция относится к одной из наиболее важных для человека, соответственно, и многие народы, их культуры почитают все, что напрямую или косвенно связано с этим процессом. Практически в любой религии мира можно найти символы, похожие или напрямую изображающие фаллос или другие половые органы. Не обошла эта особенность и праведное на первый взгляд христианство.

Доисторические фаллические символы

Первые сведения об использовании фаллических символов отсылают нас к временам неолита, постледниковому периоду. На рисунках, обнаруженных в пещерах на территории современной Франции, были изображены фаллосы, символизирующие мужскую силу и основу рода. Согласно данным проведенной экспертизы, этим рисункам около 30 тысяч лет. В Швеции были найдены изображения бронзового века, на которых явственно различим охотник с явно гиперболизированными половыми органами.

В Зимбабве был обнаружен рисунок огромного пениса с прямой линией, тянущейся вдоль и переходящей в цветок лилии, что, по мнению историков, символизировало половой акт и продолжение рода. Как показывают данные находки, фаллические символы древности применялись в искусстве и быту на всей территории нашей планеты, несмотря на отсутствие контактов и связи между континентами.

Символы фаллоса в Египте и Риме

Зарождение современной цивилизации началось в регионе Средиземноморья, в истоке Нила, самой плодородной части Египта. Культ фаллоса был довольно популярен в египетской древней мифологии и представлен божествами Мином, Амоном Ра и Асирисом. Ходили легенды о размерах полового органа фараонов. Некоторые фаллические символы можно встретить в экспозициях краеведческого музея в Каире.

Сохранилось множество артефактов эпохи Древней Греции: скульптур в виде фаллоса, возведённых в честь бога Диониса, а также изображений празднований в его честь. Также дошли до наших дней скульптуры Приапа, бога-беса, главного представителя фаллического символизма в этой древней культуре. Зачастую детородный орган Приапа изображался длиннее его тела, показывая тем самым его могущество. В честь него устанавливали скульптуры, представляющие собой длинную каменную колоду с головой бородатого мужчины и длинным пенисом. Позже фаллические традиции эллинов перекочевали в Древний Рим, где подобные изображения и артефакты приобрели магическую силу оберегов. По преданию, они отводили сглаз и защищали от злых потусторонних сил. Практически в каждом дворе был подобный тотем.

Славянская культура

Фаллические символы у славян можно встретить практически у каждого языческого божества. Помимо этого, они широко применялись при проведении обрядов. Воспринимались они славянами как обереги. Иногда талисман в виде фаллоса вывешивался на ворота и, по мнению хозяина, помогал в развитии домашнего хозяйства. Даже русское слово «удача» имеет древнеславянский корень "уд", который соответствует имени древнего бога, ответственного за успешное исполнение любовных контактов. Бог Уд изображался на рисунках с другим эротическим знаком - венком из калины, символом девственности и целомудрия. Венок был проткнут рогами Уда, что означало первый половой контакт. Сувенирные фаллосы на территории Древней Руси изготавливались из разных материалов. В особом почете была бронза.

Другой традицией язычников являлась выпечка куличей. Форма такого изделия напоминала мужской детородный орган с характерной шляпкой на верхушке, залитой белой сахарной глазурью (похожей на мужское семя). Кулич посыпался зерном, которое символизировало плодородие и пробуждение природы. Зачастую такую выпечку дополняли крашеными яйцами, что в комплексе выстраивается в явный символ мужского детородного органа. Именно кулич после крещения Руси перешел из языческой в христианскую традицию, фактически сохранив свое первоначальное значение.

Роль символов в христианстве

Заменив в Киевской Руси язычество, христианство, тем не менее, вобрало в себя многие фаллические символы При этом также принесло и свои. Фаллические символы в христианстве можно встретить на каждом шагу. Например, купол, который венчает православные и есть не что иное, как символ необрезанного фаллоса (как у иудеев). Стоит посмотреть и на классическое строение христианских храмов, где основа похожа на мошонку, а высокая часть напоминает фаллос. Следует отметить, что на заре зарождения христианства Иисус изображался с половыми органами. Наглядным примером служит Терракота времен Меровингов из музея Сен-Жермена, изображающая Иисуса с пенисом. При этом он держит копье в одной руке и луну в другой и побеждает зло, представленное в Другим главным символом, который должен иметь каждый христианин, является крест. По преданию, он также являл собой знак детородного органа. Помимо скрытых символов, в христианстве использовались и открытые изображения фаллосов, например, в украшении некоторых католических церквей Испании, Чехии, Франции. Также с развитием паломничества по святым местам фаллические символы появились и в памятных значках, предлагаемых монахами.

Падение популярности фаллических символов

С наступлением эпохи Реформации данный культ утратил свою популярность. Фаллические символы в искусстве стали реже встречаться. На сексуальность было наложено табу, и все упоминания фаллоса в произведениях изобразительного искусства старались закрашивать, а половые органы на скульптурах прикрывались фиговыми листками. Многие ученые тех времен осуждали сексуальность и стыдились упоминаний о ее атрибутах в культуре. Длился данный запрет около 200 лет, и за это время многие произведения искусства были переделаны, но не все из них затем можно было привести в первозданный вид.

Фрейд и возрождение культуры сексуальности

Одним из тех людей, которые сняли запреты с темы сексуальности, был известный немецкий врач-психолог Зигмунд Фрейд. Он считал, что мысли человека трансформируются в образы и символы. Фаллические символы, по Фрейду, имеют место практически в любом предмете. Они вместе с иными неосознаваемыми образами зачастую проявляются в сексуальных формах. Многие считают теорию Фрейда ошибочной и несостоятельной, однако тот резонанс, который она оставила в обществе, явно повлиял на современное искусство и общество в целом, вновь открыв миру сексуальность и ликвидировав табу, возложенное на фаллические символы.

Современность

В наше время фаллические символы не являются чем-то постыдным и используются повсеместно. Их можно встретить в современных живописи, скульптуре, литературе. Многие художники пытаются эпатировать публику использованием изображений половых органов в своих инсталляциях. Появилась такая форма фаллического искусства, как обнаженный перформанс, где главным полотном для искусства выступает сам человек, а прямое демонстрирование половых органов есть не что иное, как выражение своих эмоций, через символы частей тела. Также изображения фаллосов и их символы продаются в качестве различных сувениров во многих странах, особенно Азиатского региона.

Нас окружает мир символов, которые перед нашими глазами появляются везде, куда бы мы ни бросили взгляд. Фаллический символ также не является исключением.

Символ фаллоса принадлежит и к языческой культуре, и к магии, а вместе с тем, является понятием. Фаллос - это сексуальный символ, он может быть представлен, как изображение, рисунок или действие, которые используются для обозначения определенных понятий, предметов или ощущений.

В разных культурах сексуальные символы имели один и тот же смысл. В первобытном обществе наблюдалось различие между символами женского и мужского начала, рождения и плодородия, и так далее. Фаллические изображения, существующие в наше время у культурных народов, также наглядно изображают это представление.

Начиная с древности, образное видение во многих культурах стало началом Культа, который заключался в обоготворении женского (ктеис) и мужского (фаллос) органов, как независимых божеств.

Культ - это форма религиозного действия, подразумевающая совокупность специфических действий (обрядов, ритуалов, церемоний), которые спровоцированы вероучением и направлены на сферу священного. Для различных типов религиозных течений смысл и направленность Культа могут иметь существенные отличия, но их суть всегда одинакова - прямое обращение к священному, вера в возможность быть услышанным небом.

В соответствии с культовыми действиями, фаллические образы существуют, как живые сущности, о чем свидетельствует таинство процесса зачатия и рождения, а также на их самостоятельное существование указывает импульс и бессознательность, характерные для процесса воспроизведения, при котором органы мужского и женского начала действуют независимо от желания индивида. Таким образом, возникло представление о фаллосе, как об индивиде, который ведет существование, независимое от человека, и может проявлять себя независимо от его решений.

Поклонение фаллосу - культ древности, который берет начало с эпохи неолита и подразумевает почитание символа мужской силы, как божества плодовитости и продолжателя жизни. Культ фаллоса отображен во многих цивилизациях мира. Первые символы фаллоса были обнаружены в начале неолита, по завершению ледникового периода. Несмотря на то, что фаллические рисунки встречались не часто в доисторическую эпоху, они сохраняли свою высшую символичность, выражая мужскую силу, мощь и плодовитость.

Многозначительным являлся эректированный фаллос, от вида которого, как верили многие народы, у его поклонников должны возникать страх и почтение. Показательным в этом смысле является фаллический культ индийского происхождения, где фаллос представлен, как объект поклонения.

У некоторых народов, в том числе, и в африканских племенах, как это происходит до настоящего времени, социальный статус мужчины характеризуется величиной его полового органа. Начиная со времен викингов и до сегодняшнего дня, в Швеции празднуют день "Середины Лета". Этот языческий праздник наступает в ближайшую пятницу до дня Летнего солнцестояния. Воздвигали праздничный шест (согласно представлениям викингов, шест символизировал фаллос, оплодотворяющий землю), украшали его цветами, растительностью, флагами. Вокруг шеста древние викинги устраивали хороводы, пляски, распивали пиво. Буквосочетание "яр" взято из тюркского диалекта, оно имеет сексуальный смысл. В русском языке корень "яр" обозначает весеннее солнце, тепло, сексуальную активность, плодородие (ярун - означает "похотливый").

Ярило - славянский бог, ассоциирующийся с культом Солнца. Для проведения обрядов поклонники божества изготовляли чучело из соломы, при этом уделяя особое внимание фаллосу: он должен был выделяться на фоне силуэта своим объемом и формой. На территории казанского Кремля в числе археологических раскопок был обнаружен фаллос, изготовленный из алебастра, наполненный зернами. Все указывает на то, что предшественники казанских татар использовали методы сексуальной магии по древней тюркской религии - Тэнгрианству с целью обеспечения плодородия.

Функциональное назначение фаллических скульптурных фигурок:

  • они служили объектом поклонения, созданного культом, представляли собой условный знак духовной силы, приходящей извне, физической и психической силы, проникающих в утробу потенциальной роженицы посредством фаллоса и преобразующихся в душу человека;
  • использовались с целью благополучных родов;
  • применялись для физического и психического воздействия на беременных, чтобы спровоцировать возбуждение и сокращение мышц для облегчения родового процесса (эффект плацебо);
  • фаллические символы применялись в обрядах по осуществлению дефлорации девушек, как это было принято в родовом сообществе;
  • фаллос являлся символом рода, члены которого не имели права на инцест. В некоторых регионах Индии перед замужеством девушка обязана самостоятельно провести дефлорацию, используя каменное божество.

Но ритуально-культовые предметы фаллического типа не подразделялись на строгие категории. Они могли иметь символическое назначение, отдаленное с течением времени от первоначального - эмоционального, при котором одновременно с преобразованием формы осуществлялась и трансформация идеи о силе. Трансформация стала символом общего духовного начала, в котором косвенным образом были охарактеризованы признаки как мужского, так и женского начал.

Семя считали источником и воплощением жизни:

славянская мифология повествует о способе лечения бесплодия при помощи "перуновой стрелы". Лук с натянутой тетивой и вложенной стрелой символизирует оплодотворенную утробу в мировом значении, а также отражает идею космически организованного мироздания. В древнеиндийской мифологии оно представлено, как абсолютное идеальное начало, присутствующее в основе сотворения мира;

  • орлы, соколы, львы - тотем и атрибут власти, который представляет агрессивность, присущую мужской этологии;
  • треугольник - символ объединения нескольких понятий: если он расположен острием вверх, то означает мужское начало, вниз - женское, мать народов;
  • яблоко символизирует обольщение, соблазн, сексуальное желание, любовь;
  • раковина - символ женского начала, лона, созидательная сила, инициация, плодородие. Створки раковины подразумевают влажное начало, материнскую почву, питание, жизнь, рождение, любовь, плодородие, девственность, луну;
  • пещера - символ женского начала, лоно Матери-Природы, используется при совершении обряда перехода подростков во взрослое состояние.
  • гора - знак мужского начала, если в горе есть пещера - это означает женское, скрытое, тайное;
  • сосуды - символ женских органов в наиболее широком смысле;
  • молот - символ мужской силы, потенции, который связан с наковальней, соответствующей пассивному, женскому началу;
  • бык - символ мужского природного начала, обозначающий плодородие, потенцию, а также мужскую творческую силу;
  • зодиакальный круг животных (по Птолемею) включает мужские и женские знаки.


Похожие статьи