«успех» основная общеобразовательная программа дошкольного образования рабочая программа на тему. Успех примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Программа успех под редакцией н в фединой

Кандидат педагогических наук, заместитель директора по дошкольному образованию Института стратегических исследований в образовании РАО (ИСИО РАО), член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию Государственной Думы РФ, руководитель Центра развития дошкольного образования издательства «Просвещение», автор учебных пособий и программ.

В программе «Успех» впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности (осознание себя в качестве представителя определенного пола).
Программа полностью меняет характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Они - партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование ребенком, потому что ребенок - это не объект управления, а равноценный, развивающийся человек.

Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, которые часто не слишком интересны ребенку дошкольного возраста («учиться» на них обязательно надо, иначе взрослые будут недовольны!), а в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников (событий). Ведь события, в отличие от учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями. Темы праздников (событий) понятны детям и вызывают у них положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации в образовательном процессе. Авторы программы предлагают включить в календарь: события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества); явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей); явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных); мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра); традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери); наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).

Игре в программе «Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) - ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.

Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей.

И, наконец, самое главное. Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Успех - это и признание окружающих, и одобрение достижений. Но успех не появляется из ниоткуда по мановению волшебной палочки. Успех - это еще и результат правильно организованного, полноценного развития детей.

: , канд. мед. наук, канд. псих. наук, доктор псих. наук, доктор пед. наук, доктор пед. наук, канд. пед. наук, канд. пед. наук, доктор филол. наук, канд. пед. наук, доктор псих. наук, канд. псих. наук, канд. пед. наук, доктор мед. наук, доктор пед. наук, доктор пед. наук, канд. пед. наук

Под редакцией, канд. пед. наук

Научный руководитель:

, академик РАО, доктор псих. наук

Москва

«Просвещение»

Пояснительная записка

Условные обозначения, сокращения

Возрастные особенности детей

От 3 до 4 лет

От 4 до 5 лет

От 5 до 6 лет

От 6 до 7 лет

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Безопасность

Коммуникация

Познание

Художественное творчество

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Безопасность

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Познание

Художественное творчество

Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Приложение 1. Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей

Приложение 2. Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей

Приложение 3. Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду

Приложение 4. Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год

Приложение 5. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов

Приложение 6. Оценка функционального состояния ЦНС

Примерная циклограмма образовательной деятельности

Пояснительная записка


«Успех» - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработка которой осуществлена в соответствии с ФЗ «Об образовании». Программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет, обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, и является программным документом, на основе которого каждое дошкольное образовательное учреждение (группа) самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Наименование и определение Программы содержат две противоположные, но не взаимоисключающие характеристики – «обязательность» и «примерность». Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения Программы, подходы и принципы построения образовательного процесса отражают целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства Российской Федерации в сфере дошкольного образования и являются обязательными составляющими реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем, каждое дошкольное образовательное учреждение (группа) свободно в выборе программных тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников.

Программа основывается на положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций , содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов , регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

Программа:

Разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;

Направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;

Отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);

Строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;

В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;


Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей;

Предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;

Учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

Обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования , исключающую дублирование программных областей знаний и обеспечивающую реализацию единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;

Направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечения равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Возрастная адекватность – один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.), в первую очередь, как свободной самостоятельной деятельности детей определяется ее значением для развития дошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержания таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Познание», «Социализация». Игры являются также одной из форм реализации содержания областей «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка», «Безопасность». Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и конструктивная деятельности, труд. Принципиальным отличием Программы от большинства предыдущих (типовых и ряда вариативных) программ является исключение из образовательного процесса воспитанников от 3 до 6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.

В качестве адекватных возрасту форм работы можно назвать экспериментирование, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объеме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования – альтернатива предметному принципу построения образовательных программ . Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предлагаемое условное деление направлений развития детей на образовательные области вызвано наличием специфических задач, содержания, форм и методов дошкольного образования, а также потребностями массовой практики.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

Социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

Поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);

Технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т. д.);

Разнообразие форм подготовки и проведения праздников;

Возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

Выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

Основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменен, уточнен и (или) дополнен содержанием, отражающим: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями .

Программа состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя пояснительную записку , а также разделы, изложенные по возрастным подпериодам дошкольного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:

«Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

«Возрастные особенности детей»,

«Планируемые результаты освоения Программы».

Вторая часть - «Примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.

В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.

Физическое развитие

«Здоровье»

Необходимыми условиями решения одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений (групп) по охране жизни и укреплению здоровья детей являются:

Создание в ДОУ безопасной образовательной среды;

Осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы;

Использование комплексной системы диагностики и мониторинга

состояния здоровья детей.

Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Воспитание культурно-гигиенических навыков;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Примерные виды интеграции области «Здоровье»

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека)

«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)

«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)

«Физическая культура»

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, только средствами физической культуры можно добиться увеличения индекса здоровья в 6 раз, уменьшения количества часто и длительно болеющих воспитанников в 2 раза, обеспечить положительную динамику физической подготовленности и устойчивости детей к гипоксии. Таким образом, комплекс психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы, составляющий содержание области «Здоровье», должен быть дополнен формированием физической культуры детей дошкольного возраста. Взаимодействие областей «Здоровье» и «Физическая культура» определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Примерные виды интеграции области «Физическая культура»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья)

«Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств)

«Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)

«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности)

«Труд» (накопление опыта двигательной активности)

«Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» (развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных областей)

Социально-личностное развитие

«Социализация»

Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

Развитие игровой деятельности;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

Формирование положительного отношения к себе;

Формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

Формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);

Формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

Формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);

Формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

Формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Специфика реализации данной области заключается в следующем:

Решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);

Выделение «Социализации» в отдельную образовательную область условно, так как процесс социализации «пронизывает» содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами;

Целевой раздел ........................................................................

Пояснительная записка.............................................................

Планируемые результаты освоения Программы............................

Конкретизация требований к планируемым результатам

освоения Программы с учётом возрастных возможностей детей...

Особенности развития детей с ОВЗ...........................................

Описание образовательной деятельности с детьми младенческого

и раннего возраста.....................................................................

Описание образовательной деятельности с детьми дошкольного

возраста...................................................................................

Социально-коммуникативное развитие....................................

Познавательное развитие.......................................................

Речевое развитие...................................................................

Художественно-эстетическое развитие.....................................

Физическое развитие............................................................

Взаимодействие участников образовательных отношений..............

Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации Программы.............................................................

Описание образовательной деятельности по профессиональной

коррекции нарушений...............................................................

Организационный раздел ..........................................................

Описание материально-технического обеспечения Программы,

обеспеченности методическими материалами и средствами обучения

и воспитания и особенности организации развивающей предметно-

пространственной среды............................................................

Примерный режим дняи организация образовательной

деятельности по реализации Программы......................................

Комплексно-тематический принцип построения

и реализации Программы...........................................................

Программы дошкольного образования, формируемой участниками

образовательных отношений ......................................................

Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных

услуг по реализации Программы ................................................

Приложение. Возрастные особенности детей младенческого,

раннего и дошкольного возраста.................................................

Целевой раздел

Пояснительная записка

Главная цель образования - это образование ЧЕЛОВЕКА! Она не может быть решена силами одной образовательной программы, но при этом каждая образовательная программа (дошкольного, общего, высшего образования) должна внести свой вклад в достижение этой, имеющей непреходящую ценность, цели.

Программа направлена на решение задач:

Формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека;

Равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса;

Равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Формирования социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребёнок приобретает свой главный опыт жизни и деятельности, и все институты внесемейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей;

Развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;

Преемственности дошкольного и начального уровней общего образования.

Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: культурно-историческом, деятельностном, личностном, аксиологическом, культурологическом, андрагогическом, системном и др.

Культурно-исторический подход к развитию человека (Л. С. Выготский) определяет ряд принципиальных положений Программы (необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.). Он также предполагает определение целей Программы и путей их достижения с учётом современной социокультурной среды, в том числе особенностей российского общества и основных тенденций его развития. Ребёнок развивается в многонациональном, поликультурном, социально дифференцированном мире, бросающем обществу, государству и каждому человеку национальный, демографический, гендерный, технологический и другие вызовы. От ребёнка требуются такие человеческие качества, как инициативность, ответственность, способность находить нестандартные и принимать правильные решения, действовать в команде и др.

Центральной категорией деятельностного подхода является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития.

Любая человеческая деятельность включает в себя ряд структурных компонентов: мотив, цель, действия, продукт, результат. Выпадение хотя бы одного из них размывает понятие деятельности. Поэтому образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый ребёнок не просто осуществлял видимую, операциональную сторону деятельности, но был при этом активно-положительно мотивирован на достижение цели, добивался ожидаемого результата. Только в этом случае можно вести речь о реализации деятельностного подхода. Любая ценная, с точки зрения взрослого человека, деятельность не будет иметь развивающий эффект, если она не имеет для ребёнка личностного смысла.

Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть.

Практические выходы личностного подхода:

Приоритетное формирование базиса личности ребёнка;

Мотивация всего образовательного процесса: ребёнок не сундучок, в который можно переложить имеющиеся у взрослого знания и опыт. Он усваивает образовательный материал только тогда, когда тот для него из объективного (существующего независимо от человека) становится субъективным (личностно значимым);

Утверждение в образовательном процессе субъект-субъектных (партнёрских) отношений между взрослыми и детьми.

Аксиологический подход предполагает ценностную ориентацию всего образовательного процесса. Помимо общечеловеческих ценностей (добро, красота, справедливость, ответственность и др.), в Программе большое внимание уделяется формированию у детей чувства принадлежности в первую очередь к своей семье, ближайшему социуму (например, друзьям по дому, двору, группе), своей стране. Ведь когда за спиной семья, друзья, Россия - ты не одинок!

Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей. В андрагогической образовательной парадигме сам ребёнок понимается как высшая ценность процесса образования. Общенаучный системный подход позволяет рассматривать Программу как систему, в которой все элементы взаимосвязаны. Один из главных признаков этой системы - её открытость. Программа не догма, а документ рамочного характера, в котором «возможны варианты» - изменения, дополнения, замены.

Очевидно, что все вышеназванные подходы взаимосвязаны, их объёмы в значительной степени пересекаются, не совпадая полностью.

Программа основывается также на универсальных ценностях, зафиксированных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребёнка, в которых установлено право каждого ребёнка на качественное образование, на развитие личности, на раскрытие индивидуальных способностей и дарований; образовательная деятельность ДОО должна строиться на уважении к личности ребёнка, к родителям как первым воспитателям и к укладу семьи как первичного места социализации ребёнка.

Одним из главных принципов реализации Программы является адекватность возрасту . В соответствии с указанным принципом ведущими видами деятельности детей являются: в младенческом возрасте - непосредственное эмоциональное общение, в раннем - предметная деятельность, в дошкольном - игра.

Самостоятельными, самоценными и универсальными видами деятельности являются также чтение (слушание) художественной литературы, восприятие произведений музыкального и изобразительного искусства, общение, продуктивная, музыкально-художественная, по- знавательно-исследовательская деятельности, элементарный труд. Формами реализации Программы, адекватными возрасту детей, могут быть: в младенческом и раннем возрасте - совместные со взрослым игры и игровые действия, в дошкольном - экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды деятельности детей не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса. Содержание Программы в полном объёме может быть реализовано в совместной деятельности педагогов и детей, а также через организацию самостоятельной деятельности детей.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования - альтернатива предметному принципу построения образовательных программ. Основные задачи дошкольного образования каждой образовательной области могут и должны решаться и в ходе реализации других областей Программы. Предлагаемое деление на образовательные области является условным и вызвано удобством в организации материала, необходимостью его систематического изложения.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

Социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

«проживание» ребёнком содержания Программы во всех видах детской деятельности;

Поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения Программы;

Технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику - проведение праздника, подготовка к следующему празднику - проведение следующего праздника и т. д.);

Многообразие форм подготовки и проведения праздников;

Возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и проведении праздников);

Выполнение функции сплочения общественного и семейного образования;

Основу для разработки части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменён, уточнён и (или) дополнен содержанием, отражающим специфику социально-экономических, национально-куль- турных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс в конкретной ДОО (группе).

Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями . Темой при реализации Программы могут стать также:

Вопросы, которые задают дети,

Проблемы, возникшие в процессе жизнедеятельности группы,

Предметы, заинтересовавшие ребёнка, и др.

Принцип проблемного образования предполагает решение задачи, поиск ответа на вопрос или разрешение спора, характеризующиеся преодолением детьми определённых трудностей. Важно, чтобы проблема имела практическое значение для ребёнка - важное в его жизни и деятельности. Решая проблемы, ребёнок усваивает один из главных жизненных и образовательных уроков: окружающий мир не просто разный, он многообразный и меняющийся, в нём всё не по шаблону.

Принцип ситуативности направлен на учёт интересов и потребностей детей при осуществлении образовательного процесса, он предполагает возможность использования педагогами реальной ситуации или конкретных, сложившихся на данный момент условий осуществления образовательного процесса для наиболее эффективного решения задач психолого-педагогической работы. Например, аксиологическая направленность Программы невозможна без реализации принципа ситуативности. Ведь ценностная ориентация формируется у ребёнка не на специальных занятиях и не путём морализаторства. Главная педагогическая стратегия - не пропускать ни одной ситуации в образовательном процессе, в режиме реального времени.

Структура Программы представлена тремя основными разделами и двумя дополнительными.

В первый - целевой - включены пояснительная записка, раскрывающая цели и задачи Программы, принципы и подходы её формирования,

а также значимые для разработки Программы характеристики, а именно характеристика структуры Программы и некоторые основные понятия. Характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста оформлены Приложением к Программе. Они описывают развитие здорового ребёнка в условиях социальной среды, приближающихся к идеальным. В реальности по тем или иным параметрам развитие конкретного ребёнка будет отклоняться - опережать или отставать - от описания, данного в Программе. Реальная педагогическая работа должна принимать во внимание эти различия, гибко подстраиваться под них и проходить в «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

В содержательном разделе представлены:

Описание образовательной деятельности с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста, в том числе в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях;

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;

Описание характера взаимодействия участников образовательного процесса в системах взрослый - ребёнок, ребёнок - ребёнок, взрослый (педагог) - взрослый (родитель), отражены пути и способы поддержки детской инициативы;

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений, в том числе показаны пути адаптации Программы, раскрыты особенности работы с разными категориями детей с ОВЗ.

Принципиальным моментом в описании образовательной деятельности является то, что оно формулируется не на привычном для отечественных педагогов языке с использованием таких понятий, как «формировать», «совершенствовать», «развивать», «учить» и т. д. Решение большинства задач ФГОС ДО осуществляется благодаря созданию педагогами необходимых условий, что и отражено стилистикой данной части Программы. Педагоги создают условия (образовательные ситуации, предметно-развивающую среду):

С одной стороны, для развития первичных представлений ребёнка о себе, других людях, окружающем мире;

С другой стороны, для приобретения ребёнком опыта деятельности и поведения, в том числе и опыта применения, использования развивающихся представлений.

В организационном разделе в соответствии с возрастом детей, наличием у них специальных образовательных потребностей описываются материально-технические условия, принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, методические материалы и средства обучения, необходимые для реализации Программы.

В этот же раздел включены также апробированные в практике работы ДОО и согласованные с соответствующими территориальными органами Роспотребнадзора примерные режимы дня детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, а также примерное недельное распределение форм реализации Программы в младенческом и раннем возрасте, технологические карты реализации содержания Программы (на неделю) с детьми дошкольного возраста.

В соответствии с действующими СанПиН различаются непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, и самостоятельная деятельность детей. Важнейшей отличительной особенностью Программы, которая является принципиальной и на которую следует обратить особое внимание, является то, что игра отнесена в ней не только к образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Впервые игровая деятельность как ведущая деятельность возраста наравне с другими детскими деятельностями включается в объём и содержание понятия «непосредственно образовательная деятельность», которой в режиме дня традиционно отводится самое продуктивное время - первая половина дня (после завтрака) как период наибольшей активности дошкольников.

Составная часть организационного раздела Программы посвящена раскрытию комплексно-тематического принципа её построения и реализации, т. е. примерному календарю праздников, где даются рекомендации по его использованию. Примерный календарь праздников является основой тематического планирования образовательной деятельности ДОО (группы), разрабатывающей основную образовательную программу дошкольного образования с учётом Программы «Успех».

Два последних раздела Программы содержат рекомендации по разработке части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, а также примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы.

Название Программы - «Успех» - отражает основную миссию всей системы непрерывного образования Российской Федерации - формирование успешных граждан.

У спешность маленьких россиян - это результат их полноценного, гармоничного развития по направлениям:

С оциально-коммуникативное развитие;

П ознавательно-речевое развитие; Е динство физического развития и воспитания культуры здоровья; Х удожественно-эстетическое развитие.

Успех - это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство. Успех - признание окружающих, одобрение достижений и, наконец, доброе пожелание друг другу.

Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО требования к планируемым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования устанавливаются в виде целевых ориентиров «на выходе» из раннего

и дошкольного возраста, которые должны быть конкретизированы в целевом разделе указанной программы с учётом возрастных возможностей

и индивидуальных различий детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Успех» осуществлена конкретизация планируемых результатов освоения Программы с учётом возрастных возможностей детей, раскрыты особенности освоения Программы детьми с ОВЗ с учётом характеристик их психофизического развития и специальных образовательных потребностей.

Конкретизация планируемых результатов с учётом индивидуальных особенностей детей может быть осуществлена только дошкольной образовательной организацией (группой), владеющей всей полнотой информации о своих воспитанниках.

Конкретизация требований к планируемым результатам освоения Программы

с учётом возрастных возможностей детей

Ребёнок хорошо ползает, свободно встаёт, придерживаясь за опору, ходит без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях.

Появляются первые слова. Совершенствуется понимание речи. Усложняется характер общения ребёнка с окружающими его взрослыми: появляются сложные эмоциональные переживания - жалость, ревность и т. д. В этот период проявляются формы положительного общения с другими детьми: играют рядом, делятся игрушкой.

По показу и слову взрослого ребёнок выполняет действия, которые становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер (открыть, закрыть, снять и т. д.). Проявляет настойчивость в действиях, стремится к достижению цели, пытается воспроизвести известные ему действия. Отличает предметы ближайшего окружения, узнаёт себя в зеркале, а на фотографии - маму, папу.

Ребёнок освоил в целом все виды основных движений.

Он ещё не может обойтись без помощи взрослого, но уже гораздо самостоятельнее младенца; у него возникают собственные желания, стремление их выразить, сделать понятными для взрослого.

Ребёнок начинает понимать речь взрослого, расширяется его активный словарь (до 200-300 слов). В речи ребёнка появляются формы множественного числа и ряда падежей существительных, глаголы повелительного наклонения, прошедшего и будущего времени. Ребёнок правильно произносит наиболее лёгкие согласные звуки. Речь начинает выполнять свою основную функцию - служить для общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми.

Малыш выполняет отобразительные действия, которые переходят

в сюжетные игры: воспроизводит то, что увидел сам, приглядываясь к действиям старших детей и взрослых, копируя движения воспитателя. Играя, ребёнок использует предметы-заместители, воображаемые предметы. У него возникают зачатки наглядно-действенного мышления.

Действует с предметами домашнего обихода в соответствии с их назначением. Способен пользоваться некоторыми бытовыми предметами

в качестве орудий. Совершенствуется восприятие ребёнком предметов и их свойств (форма, величина, цвет и др.). Ребёнок узнаёт знакомые предметы независимо от их величины, окраски и расположения. Стремится приспосабливать свои действия к воспринимаемым свойствам предметов, к их форме, величине, положению в пространстве.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку, художественное слово. Подпевает отдельные слоги, повторяет интонации. Способен соотносить движения с музыкой, проявляет элементарную ритмичность.

Усваивает некоторые правила поведения, подчиняется требованиям взрослого и выполняет его поручения, по собственной инициативе обращается к взрослому.

Проявляет интерес к сверстникам, к их деятельности, подражает ей, стремится играть рядом, делает попытки включиться в игровые действия других детей.

3 года1

Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

Владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять


Основная миссия системы образования – формирование успешных граждан России Успешность маленьких россиян – результат: Социально-личностного развития, Познавательно-речевого развития, Единства физического развития и воспитания культуры здоровья, Художественно-эстетического развития










Особенности нового комплекса Опора на ведущий вид деятельности Игровую «детские» виды деятельности Двигательную Коммуникативную Продуктивную Познавательно- исследовательскую Трудовую Музыкально-художественную Чтение (восприятие) художественной литературы








Особенности нового комплекса «Развитие есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» Л.С.Выготский


Особенности нового комплекса Качество – это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.




Особенности нового комплекса Темы праздников (событий): события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества); явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей); окружающая природа (Дни воды, земли, птиц, животных); мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра); традиционные дни семьи, общества и государства праздничные события (Новый год, Праздник весны и труда, День матери); наиболее важные профессии (водитель, врач, почтальон, строитель).












Портрет выпускника ДОУ Портрет выпускника начальной школы физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни любознательный, активныйлюбознательный, активно познающий мир эмоционально отзывчивый доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения уважающий и принимающий ценности семьи и общества имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе любящий свой народ, свой край и свою Родину овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту метапредметные результаты овладевший необходимыми умениями и навыками предметные результаты


Программно-методический комплекс «Успех» адресован педагогам Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Методические и демонстрационные пособия Хрестоматии, фонохрестоматии Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов и др. детям и их родителям Путеводитель по праздникам Календарь праздников Игры настольно-печатные и режиссерские Интерактивные развивающие игры и мультфильмы Альбомы Электронные энциклопедии Карты Рабочие тетради Советы и др.


Разработка примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»Разработка примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» Апробация программы «Успех» в 7 субъектах России (Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский и Хабаровский края, г.Санкт- Петербург, Московская, Липецкая и Челябинская области)Апробация программы «Успех» в 7 субъектах России (Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский и Хабаровский края, г.Санкт- Петербург, Московская, Липецкая и Челябинская области) Разработка и апробация полного комплекта методического обеспечения и диагностического инструментария к программе «Успех»Разработка и апробация полного комплекта методического обеспечения и диагностического инструментария к программе «Успех»




Авторский коллектив Березина Н.О., канд. мед.наук, Дякина А.А., доктор филол.наук, Парамонова М.Ю. Бурлакова И.А., канд. псих.наук, Евтушено И.Н., канд.пед.наук, Сомкова О.Н., канд.пед.наук, Герасимова Е.Н., доктор пед.наук Ерофеева Т.И., канд.пед.наук, Степанова М.И., доктор мед.наук, Гогоберидзе А.Г., доктор пед.наук, Каменская В.Г., доктор псих.наук, Сушкова И.В., доктор пед.наук, Гризик Т.И., канд.пед.наук, Кузьмишина Т.Л., канд. псих.наук, Трубайчук Л.В., доктор пед.наук, Деркунская В.А., канд. пед.наук, Лебедев Ю.А., доктор филос.наук, Федина Н.В, канд.пед.наук, Доронова Т.Н., канд.пед.наук, дейст.член РАОФилиппова Л.В., доктор филос.наук



Похожие статьи