Урок биологии динамический стереотип. Динамический стереотип и его роль в процессе обучения Нарушение динамического стереотипа

Динамический стереотип (от греч твердый и «typos» -отпечаток) - устойчивая система условных рефлексов, формируемая в центральной нервной системе в результате многократного повторения условных раздражителей самого разного порядка в заданной последовательности и через определенные промежутки времени. (Условные рефлексы приобретаются в процессе обучения, производственного опыта, и др.).

Динамический стереотип в процессе труда проявляет себя как система двигательных условных рефлексов. Поэтому его часто называют двигательным или рабочим динамическим стереотипом. Состояние его характеризует уровень работоспособности человека.

Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип - физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу устойчивых особенностей поведения личности.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешний стереотип - закрепленная последовательность воздействий отражается во внутреннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков): привычная обстановка, последовательность событий, уклада жизни и т.д.

Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, раздражительности и т.п.). Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый стереотип (поэтому он и назван динамическим).

В результате многократного функционирования он все более и более закрепляется и в свою очередь становится все более трудноизменяемым.

Динамические стереотипы особенно устойчивы у пожилых людей и у лиц со слабым типом нервной деятельности, с пониженной подвижностью нервных процессов.

Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда, субъективно ощущается в виде положительных эмоций. “Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства”.

Различные условные рефлексы постоянно взаимодействуют друг с другом. Если раздражители повторяются в определенном порядке, то между ними формируется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью возникновения ответных реакций. При этом рефлексы соответствуют не столько данному раздражителю, сколько месту раздражителя в последовательной цепи их.

Стереотип внешних проявлений реакций в виде секреции или движения был назван И. П. Павловым динамическим стереотипом или функциональной системностью. Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого стереотипа (формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях, заболеваниях и пр.). Динамический стереотип в отношении сенсорных условных рефлексов ярко проявляется при пищевых рефлексах. Например, если в опытах на собаке применять в течение длительного времени систему положительных и отрицательных условных раздражителей, чередуя их через определенные интервалы времени в строгой последовательности, то это фиксируется нервной системой. Каждому раздражителю, примененному на строго фиксированном для него в стереотипе месте, в соответствии с законом силы раздражителя, соответствует определенная величина ответной реакции (Э. А. Асратян, П С. Купалов и др.). Стереотип может выявляться при замене всех условных раздражителей одним из них, обычно средней силы. Этот раздражитель, примененный в стереотипе вместо других условных раздражителей этого стереотипа, вызывает ответы, величина которых соответствует ответам на замененные раздражители. На месте же отрицательного раздражителя положительный сигнал вызывает очень слабую условную (в частности, слюноотделительную) реакцию.

В двигательной деятельности спортсмена стереотип проявляется, например, в последовательности фаз сложных гимнастических, тяжелоатлетических и других стандартно выполняемых движений.

Переделка стереотипа в некоторых случаях представляет для нервной системы трудный процесс. Чтобы выработать новый стереотип, необходимо сначала угасить старый. Но от хорошо закрепленного стереотипа трудно избавиться, он может проявляться вновь при возникновении условий, которым он соответствовал.

Динамический стереотип может быть связан не только с отдельными вегетативными или двигательными функциями, но и с целостней деятельностью организма, режимом жизни человека. Формирование таких динамических стереотипов имеет большое значение для человека. Социальная среда, воздействующая на него, - быт, учеба, работа, как правило, в течение более или менее длительного времени остается относительно постоянной (домашний и рабочий режимы, их темп и др.). За счет следового возбуждения клеток в нервных центрах стереотип запечатлевается в них в виде сложной функциональной системы, в которой все воздействующие компоненты среды сливаются в единый синтетический комплекс. Таким образом, стереотип можно характеризовать как систему условных рефлексов на совокупность раздражителей естественной среды. Системность облегчает деятельность. Человек, привыкший изо дня в день делать одну и ту же работу, обычно выполняет ее с большей легкостью.

Однако образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательное. Привычка действовать по. определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. В некоторых случаях при изменении ситуации, прочный динамический стереотип задерживает приспособление организма к реакциям, более соответствующим новым условиям труда.и быта. Изменение привычных форм работы, режима жизни переживается тяжело и может привести к нарушениям некоторых функций организма, особенно у лиц пожилого возраста. Поэтому, как указывал И. П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство) - нежелательно.

Каждое живое существо имеет более или менее устойчивый распорядок жизни в течение суток, месяца, года. У животных он диктуется физиологическими потребностями, взаимоотношением в природном сообществе, в стаде или стае, а также биоритмами в протекании жизненных процессов. У человека определяющими являются социальные моменты - работа, общественная деятельность, семейные обязанности и прочее.

Этот распорядок - не столько расписание дел по часам, сколько ставшая привычной смена сна и бодрствования, труда и отдыха. Это режим жизни, устоявшееся чередование действия. В основе его лежит образование условнорефлекторных связей и их целесообразное сочетание с рефлексами безусловными, врожденными. В науке эти повторяющиеся жизненные циклы называются динамическим стереотипом.

Физиологическая основа динамического стереотипа - образование в центральной нервной системе определенной последовательности и ритма двух основных процессов - возбуждения и торможения. Организм, таким образом, создает наиболее благоприятные условия для реализации жизненных задач. Так, к моменту приема пищи приводятся в готовность отделы, регулирующие выделение ферментов, переваривание, всасывание и другие процессы. Это происходит в том случае, если прием пищи происходит всегда в одно и то же время.

Перед началом работы на нужный режим переводятся соответствующие группы мышц, усиливается потребление кислорода, усиливается деятельность сердца, мобилизуется внимание, запоминающие биологические устройства (при обучении) и пр. Другими словами, вводятся в действие все компоненты так называемого рабочего тонуса. В обратном порядке идет подготовка организма к торможению, снижению тонуса к отдыху. Таким образом, нервные центры готовятся к «руководству» теми или иными действиями или биологическими функциями и состояниями (сон, покой, движение и пр.). Этим достигается, говоря языком кибернетики, оптимизация процесса. Строго выработанная динамика деятельного и бездеятельного (возбуждения и торможения) состояния различных отделов центральной нервной системы позволяет лучше справляться с задачами, которые ставит жизнь.

Многие, иногда очень сложные операции квалифицированный рабочий выполняет «не думая», автоматически. Но достигнет он этого только после длительного сочетания именно этих процессов и именно в этом сочетании. Для такого профессионального автоматизма необходима выработанная, привычная, закрепленная практикой последовательность действия во времени и пространстве. Эта последовательность, как в зеркале, изначально существует в головном мозге. Она-то и называется динамическим стереотипом, она-то и способствует точному выполнению трудовых операций без значительных затрат «умственной энергии» на обдумывание каждой операции. Это относится не только к физической, но и умственной работе.

Само образование динамического стереотипа тоже не просто. Это, пожалуй, самая трудная работа, так как это приспособление к новым условиям, это процесс познания и обучения новым навыкам, это сочетанная работа мозга и мышц. Она сопровождается различного рода сдвигами в физиологическом состоянии систем и изменении биохимических процессов.

В опытах на животных показано, например, что когда идет образование стереотипа и организм только приспосабливается к новой нагрузке или когда ломается стереотип, развивается гиперхолестеринемия. Затем, когда нагрузка становится привычной, условный рефлекс закрепляется, т. е. когда выработался стереотип, уровень холестерина в крови падал ниже нормы. Если животное перевести на режим отдыха, то в этот период идет лом» ка старого, связанного с работой стереотипа и образование нового - связанного с отдыхом; в этот период вновь развивается гиперхолестеринемия.

Это происходит потому, что нервная система, несмотря на отдых животного в нашем понимании, не отдыхает, а работает. И так как вырабатывается новый стереотип, то эта работа так же трудна для нервной системы, как и в первые дни от начала образования нового условного рефлекса.

Было отмечено, что чем длительнее предшествующее напряжение нервной системы и чем больше она истощена, тем выше и длительнее гиперхолестеринемия во время отдыха. По-видимому, в этом случае образование нового стереотипа идет более трудно; через два года от начала экспериментов животные не могли вырабатывать новый стереотип даже по истечении двух месяцев отдыха. Таким образом, непрерывная и быстрая смена режимов работы и отдыха приводила нервную систему в состояние непрерывного напряжения.

Сделано еще одно новое и весьма важное наблюдение. Оказывается, при длительном напряжении нервной системы у собак развивается распространенный атеросклероз. В тех же условиях у кроликов удалось вызвать только начальную стадию заболевания. Эти исследования наводят на мысль, что чем выше организация нервной системы животного, тем скорее и легче можно у него вызвать нейрогенные нарушения липидного обмена и атеросклероз.

Надо полагать, что применение метода условных рефлексов на кроликах не является адекватным приемом для его слабо развитой коры головного мозга. В связи с этим методика опытов на кроликах была изменена. Был взят наследственно обусловленный стереотип: двигательная активность животных. В одном случае кроликов почти полностью лишали активных движений, С этой целью они помещались в одиночные тесные ящики, в которых могли перемещаться на 6-10 см вперед и назад. В таком положении кролики находились десять дней. Последующие десять дней они выпускались на свободу и активно двигались. Систематическая смена периодов активных движений и пассивного состояния животных приводила к нарушениям в холестериновом обмене, развитию гиперхолестеринемии и тяжелого атеросклероза. Атеросклероз развивался через 12-15 месяцев от начала опытов. Вывод напрашивается сам собой. Частая смена стереотипа двигательной активности на бездеятельное состояние привела к нарушениям в обмене липидов и атеросклерозу.

А вот еще пример. Кроликов лишали пищи и давали только воду в течение десяти дней. В последующие десять дней они находились на обычном рационе. Всякий раз во время голодания у кроликов развивалась гиперхолестеринемия, в период пребывания на обычном рационе уровень холестерина приходил к норме. Четырехкратное голодание приводило к отложению липидов в аорту, т. е. к начальной стадии атеросклероза.

И в этом случае мы можем убедиться, что систематическое приспособление к новым условиям, т. е. перестройка стереотипа (двигательной активности или нормального питания), сопровождается гиперхолестеринемией и отложением липидов в артерии.

Несомненно, что в опытах со снижением двигательной активности оказывало также влияние выключение или ослабление потока импульсов от мышечной системы. Эти импульсы направляются в кору головного мозга, в подкорковые образования и тонизируют, заряжают их.

Каждому виду живых существ (в том числе и человеку) передан по наследству тот или иной уровень двигательной активности, точнее - мышечной активности. Физическая активность не только тонизирует нервную систему, но и влияет на уровень обменных процессов. Поэтому снижение физической активности, чем бы оно ни вызывалось, в конечном итоге приводит к глубоким сдвигам в обмене веществ.

Не ясны еще и такие вопросы. Каким образом смена стереотипа вызывает нарушения в липидном обмене и даже развитие атеросклероза? Каким образом нервные процессы, протекающие в коре головного мозга, влияют на уровень холестерина и других липидов в крови? Вспомним постоянных врагов кошку и собаку. Ведь у них при встрече, как правило, увеличивается уровень холестерина в крови. При встрече животных появляется возбуждение, проявляющееся яростью. А ярость, негодование, ненависть, голод - это примитивные эмоции. Можно думать, что эмоциональное возбуждение является причиной увеличения холестерина и других липидов в крови. И не просто эмоциональное возбуждение, а появление отрицательных эмоций. Ведь при голоде также развивается эмоциональное возбуждение, а эти эмоции никак не назовешь положительными.

Вспомним, - ведь у артистов во время премьеры также развивается гиперхолестеринемия, равно как и эмоциональное возбуждение.

Все приведенные примеры убедительно свидетельствуют о том, что отрицательные эмоции приводят к гиперхолестеринемии.

К гиперхолестеринемии также приводит перестройка стереотипа. Из работ академика И. П. Павлова известно, что становление или перестройка стереотипа всегда сопровождается эмоциональным возбуждением. Итак, приспособление к новым условиям никогда не происходит без эмоций, а последние - без гиперхолестеринемии. Атеросклероз у подопытных животных развивался при частой смене стереотипа, т. е. при частом эмоциональном возбуждении.

Все эти факты приводят к выводу, что эмоциональное перенапряжение явилось причиной развития атеросклероза у подопытных кроликов и собак.

И тому есть примеры в научной литературе. Так, известно, что у диких зверей, находящихся в неволе (зоопарках), развивается атеросклероз. При жизни тех же животных на свободе у них это заболевание не встречается. По заключению исследователей, сосудистые поражения у животных зоопарков невозможно было объяснить перекармливанием или старостью. Отмечено также, что атеросклероз был тем более выражен, чем большей популярностью данный вид животного пользовался у публики. Скорее всего развитие заболевания было связано с эмоциональным перенапряжением, вызванным необычными условиями жизни в неволе. Подавление инстинктов, снижение двигательной активности, исключение обычного, привычного способа добывания пищи (охоты у хищных), вид и запах в непосредственной близости самого опасного врага - человека - все это вызывало значительное и длительное эмоциональное перенапряжение, которое в конечном итоге приводило к развитию атеросклероза даже у птиц.

А теперь для того, чтобы понять механизмы развития атеросклероза, необходимо выяснить, что такое эмоции и к каким изменениям в организме они приводят. Этим вопросам и будут посвящены следующие страницы.

Словосочетание "динамический стереотип" кажется странным. Ведь стереотип - это нечто постоянное, а слово "динамика" обычно связано с изменением или перемещением. Но здесь имеются в виду постоянные связи в мозге человека, которые могут изменяться под воздействием окружающей среды. Динамический стереотип у человека - это физиологическая основа всех его умений и навыков. Знание основных закономерностей поможет эффективнее использовать этот механизм в целенаправленном обучении.

Формирование

Определенный набор действий и реакций возникает в ответ на воздействие одних и тех же раздражителей. Человек отвечает на раздражители одинаковым набором нервных импульсов, то есть обучается. Со временем организм затрачивает все меньше усилий на формирование этих реакций, так как они переходят в разряд автоматических. Благодаря устойчивым связям нейронов в головном мозге мы ходим, бегаем, катаемся на велосипеде. Самый первый динамический стереотип в нашей жизни - это ходьба на двух ногах.

Создание нового стереотипа проходит медленно. Сначала образуется один базисный условный рефлекс, затем второй и так далее. На заключительном этапе формирования навыка все безусловные рефлексы складываются в одну цепочку, становятся взаимообусловленными. Например, музыкант сначала учит ноты, затем аккорды, гаммы и только потом разучивает несложные мелодии.

Благодаря динамическому стереотипу человек достигает вершин в спорте или изучает иностранные языки. Плавание, гимнастика, катание на роликах и коньках - все эти виды деятельности связаны с высшей нервной деятельностью.

Примеры

Чтобы лучше понять основу наших навыков и привычек, рассмотрим примеры. Лучшим примером динамического стереотипа служит обучение ребенка в 1 классе письму. Сначала он с трудом выводит буквы, концентрируясь на каждой мелкой детали. Нервное напряжение при этом очень сильное. Затем первоклассник выучивает буквы, они уже даются легче и быстрее. Потом он приступает к написанию слов, предложений.

Еще один пример динамического стереотипа - обучение мальчиков играть в хоккей. Только когда ребенок научится свободно передвигаться на коньках, он сможет хорошо вести шайбу. За этими навыками также стоит формирование динамического стереотипа.

Последовательный и пространственный виды стереотипов

Условно двигательные стереотипы можно разделить на 2 вида: пространственный и последовательный. Двигательные, или пространственные стереотипы - это индивидуальная "программа" движений. У каждого своя пластика тела, своя походка. За все эти простые перемещения в пространстве также отвечают определенные двигательные стереотипы. Мы ведь уже не думаем во взрослом возрасте о том, как нам пользоваться ложкой или пройти из комнаты в коридор. Все эти действия уже выполняются автоматически.

Последовательные стереотипы связаны с какими-либо привычками (например, ежедневно чистить зубы) или с интеллектуальной деятельностью. Если синаптические связи сформированы, мы можем выполнять несколько действий одновременно. Чаще всего из три либо четыре. Динамический стереотип закрепляется в коре мозга на всю жизнь.

Роль режима дня в формировании стереотипов

Любой навык формируется в течение длительного времени. Научиться хорошо кататься на коньках за один раз невозможно. Также нельзя освоить большой объем информации перед экзаменом за день. Именно поэтому организм нужно приучать обучаться и отдыхать в строго определенные часы. Ведь процессы расслабления и напряжения чередуются по своим законам, под которые необходимо подстраиваться.

Психология и биология подтверждают, что человек лучше обучается, работает и даже быстрее засыпает, если все эти процессы происходят регулярно, то есть в одно и то же время при одинаковых условиях.

Закрепление динамического стереотипа и ЦНС

Разберем, что такое навык. Это автоматизированный и устойчивый компонент деятельности. Формируются навыки благодаря постоянному повторению и закреплению. Обучение новым навыкам целиком зависит от работы центральной нервной системы. Чтобы игра пианиста стала виртуозной, в коре его мозга должны последовательно объединиться множество нейронов в единую нейронную цепь. Эта сеть нейронов будет отвечать за движения пальцев во время игры. Опытному пианисту уже не обязательно следить глазами за последовательностью нот. Многократное повторение приведет к автоматизации, значит, ноты "впечатаются" в кору его мозга.

Закрепление двигательного стереотипа проходит в 3 этапа:

  1. Сокращается время, затраченное на выполнение работы.
  2. В процессе тренировок пропадают лишние действия.
  3. Пропадают паузы между простыми движениями. Происходит более быстрое переключение нервной системы с одного элемента действия на другой.

Особенность нашей нервной системы в том, что мозг воспринимает всю совокупность факторов внешней среды как единое целое. Реакция также имеет целостную природу. Динамический стереотип, выработанный в детском возрасте, сложно поддается изменению. У некоторых людей, имеющих слабый тип нервной системы, попытка переделать их привычки даже приводит к неврозам.

Торможение и возбуждение ЦНС

Нервные механизмы основываются на физиологических процессах возбуждения и торможения ЦНС. Раздражители влияют на формирование условных рефлексов. А рефлексы затем объединяются в системные комплексы. На это уходит очень много психических сил. Еще больше их нужно для переобучения. Поэтому обучать ребенка нужно так, чтобы он сразу выполнял все правильно.

Для достижения автоматизма необходимо постоянное повторение, постоянное целенаправленное возбуждение тех же связей в мозге до полного закрепления. Когда подкрепляющие факторы пропадают, а динамический стереотип еще не сформирован, в действие вступает процесс торможения. Как это понимать?Торможение условного рефлекса - это процесс, при котором стереотип претерпевает изменения. Торможение, как и возбуждение, бывает условным и безусловным.

Условное контролируется центральной нервной системой. При безусловном создание динамического стереотипа резко прекращается. Это бывает, когда возникает новый очаг возбуждения. По этой причине появляется потребность в ресурсах для формирования новых реакций.

Переучивание человека во взрослом возрасте

Обучение всем необходимым привычкам и навыкам лучше проходит в детском и юношеском возрасте. У взрослых синаптические связи медленнее закрепляются. Этот факт объясняет, почему взрослому сложнее приспособиться к новым обстоятельствам или поменять место работы.

Трудности при попытке "попрощаться" с плохими привычками также связаны с работой ЦНС. Динамический стереотип поведения лежит в основе закрепления плохих привычек. Если молодой человек привык снимать стресс не контрастным душем, а сигаретой, то в зрелом возрасте переучить его уже практически невозможно.

Выводы

Двигательный динамический стереотип проявляется в установленной четкой последовательности выполняемых движений. Закрепляются стереотипы чрезвычайно медленно и требуют огромных затрат психической энергии.

Все наши привычки сложены из разных взаимообусловленных нейронных цепей, которые еще И. Павлов назвал условными рефлексами. Именно на их основе закрепляются навыки обучения, такие как игра на музыкальных инструментах или конькобежный спорт.


Динамический стереотип, механизм его образования и возрастные особенности

Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день. Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Упрочение динамического стереотипа является физиологической основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком различно, но, как правило, без достаточных побуждений и часто совершенно стихийно.

С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деят-ти коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деят-ти, многие действия при этом становятся автоматическими.

Стереотипы сохр-ся долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы очень трудно поддаются переделке. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особой внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с 1х лет жизни.

Торможение условных рефлексов. Значение условного торможения для обучения и воспитания

Торможение, в физиологии - активный нервный процесс, вызываемый возбуждением и проявляющийся в угнетении или предупреждении др. волны возбуждения. Обеспечивает (вместе с возбуждением) нормальную деятельность всех органов и организма в целом. Имеет охранительное значение (в первую очередь для нервных клеток коры головного мозга), защищая нервную систему от перевозбуждения.

Торможение (наряду с возбуждением) является одним из важнейших механизмов координации работы нервной системы и других органов. С помощью торможения выключаются одни нервные центры и усиливается работа других. Наконец, благодаря торможению организуется согласованная деятельность целых отделов мозга. Различные виды условного и безусловного торможения лежат в основе формирования и воспитания различных поведенческих навыков. Наряду с условными рефлексами они обеспечивают адаптацию организма к меняющимся условиям окружающей среды.

Виды торможения условных рефлексов

Безусловное торможение ( это врожденная форма торможения, она присуща всем особям данного вида; не нужно время для его возникновения; он может развиваться в любом отделе центральной нервной системы) может быть:

1. внешнее торможение: Механизм: дополнительный внешний раздражитель вызывает новый очаг возбуждения в коре головного мозга, который является доминантным. Значение: переключение внимания с одного раздражителя на другой;

2. запредельное торможение: Механизм: условный рефлекс резко увеличивает силу и превышает порог работоспособности нейронов коры головного мозга. Как следствие в мозговом отделе анализатора возникает запредельное торможение. Значение: предохраняет нейроны коры головного мозга от истощения.

Условное торможение - осуществляется по принципу условного рефлекса.

Особенности:

1. это индивидуальная, приобретенная в течении жизни реакция организма;

2. требует определенных условий, для осуществления его надо вырабатывать;

3. развивается в нейронах коры головного мозга.

Условное торможение возникает при неподкреплении условного сигнала. В коре головного мозга перестает осуществляться временная рефлекторная связь.

Значение торможения условного рефлекса:

1. отношение организма с окружающей средой становится более совершенными;

2. осуществляется более детальный анализ и синтез информации.

3. позволяет избежать существования множества биологически нецелесообразных реакций в условиях изменяющейся окружающей среды, играет существенную роль в процессах обучения, способствует оптимальному, а не избыточному проявлению условных рефлексов, экономит силы организма.



Расстановка ударений: ДИНАМИ`ЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИ`П

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), обеспечивающая определённую интенсивность и последовательность реакций. Д. с. образуется при достаточно длительном воздействии системы одних и тех же раздражителей (т. е. внешнем стереотипе). Процесс образования Д. с. состоит не только в упрочении входящих в него условных рефлексов, но и в объединении их в целостную систему. Поэтому, напр., если у собаки вырабатывается ряд положительных и тормозных рефлексов, ежедневно повторяемых в одной и той же последовательности и с одинаковыми интервалами, то через нек-рое время применение какого-нибудь одного из них (лучше слабого) будет воспроизводить всю систему реакций.

Образование Д. с. представляет собой напряжённый нервный труд. Зато для сложившегося стереотипа характерны лёгкость, чёткость и постоянство реакций, что в большой степени экономит затрату нервной энергии на выполнение деятельности. В этом состоит его биологич. значение. Инертность Д. с. не является отрицательным качеством. Она избавляет организм от необходимости приспосабливаться к случайным и кратковременным изменениям внешних условий. Нецелесообразность Д. с. в меняющихся условиях исправляется его «динамичностью», способностью к перестройке. При изменении внешнего стереотипа система временных связей корригируется, преобразуется новыми воздействиями.

Д. с. - физиологич. основа множества явлений пси-хич. деятельности человека, напр, навыков, привычек, отношений, приобретённых потребностей и др. Система Д. с. представляет собой физиологич. основу устойчивых особенностей поведения личности.

Знание закономерностей формирования Д. с. полезно для правильной организации обучения. Д. с., как основа навыков, обеспечивает не только лёгкость, точность, но и автоматизированность деятельности. Разгружая сознание от постоянного контроля за каждой операцией, сформировавшиеся навыки дают возможность сосредоточить внимание на более общем и целостном руководстве деятельностью, создают предпосылки для творчества. Учёт особенностей функционирования Д. с. важен и в воспитательной работе. Создание чёткого ритма чередования труда и отдыха, организация рационального режима обеспечивают бодрое состояние организма и высокую продуктивность деятельности. Переделка Д. с. представляет большие трудности для нервной системы. Поэтому очень важно в процессе обучения добиваться от уч-ся с самого начала овладения правильными навыками и умениями, т. к. переучивание, т. е. установление нового Д. с., вредно отзывается на нервной системе уч-ся, отрицательно сказывается на качестве их знаний. Особенности нарушения Д. с. необходимо знать и для понимания и предупреждения психич. «кризисов» личности, к-рые могут возникнуть при изменении образа жизни или характера деятельности человека. «...Часто,- писал И. П. Павлов,- тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового» (Поли, собр. соч., т. 3, кн. 2, 1951, с. 243 - 44). Резкие нарушения Д. с. могут в нек-рых случаях иметь тяжёлые последствия, вплоть до невроза, а. Г. Вацуро. Ленинград.



Похожие статьи