Католическая церковь в 11 13 вв. Могущество католической церкви в XI-XIII вв. Почему папы римские вели борьбу со светсками монархими

Урок истории в 6 классе

с применением технологии критического мышления,

ИКТ и исследовательской технологии

по теме: «Могущество католической церкви в XI-XIII вв.»

Цели урока: формировать у учащихся представление об источниках могущества католической церкви в Европе.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с основными источниками богатства католической церкви, особенностями взаимоотношений между светской и папской властью.

    Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством применения технологии критического мышления, ИКТ и исследовательской технологии.

    Воспитать толерантное отношение к людям другого вероисповедания.

Оборудование урока: экран, компьютер, проектор, раздаточный материал для работы с документами (см. Приложение 1,2).

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Ход урока.

I.

1мин.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными источниками могущества католической церкви в средние века.

Сообщение учащимся темы урока, его целей

Слайд 1

Слайд 2

II .

4 мин.

Актуализация имеющихся знаний у учащихся.

Беседа по вопросам.

При изучении темы «Рождение средневековой Европы» мы выяснили, что многие европейские народы в первом тысячелетии приняли христианство. Давайте, ребята вспомним:

Кого называют христианами? (Людей, исповедующих христианскую религию).

Когда возникло христианство? (Две тысячи лет назад).

Как называется священная книга христиан? (Библия).

Что такое церковь? (Это организация, ведающая религиозной жизнью или объединение последователей той или иной религии).

Кто возглавлял христианскую церковь в Западной Европе? (папа римский).

Кто входил в состав духовенства? (монахи и священники).

Слайд 3

III .

3 мин.

4 мин.

2 мин.

4 мин.

4 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

5 мин.

Изучение нового материала.

Учитель: средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

Что такое сословие ? (большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству)

Сколько сословий существовало в средневековье? (Три.)

Работа с текстом учебника §16 (п.1)

Ребята самостоятельно составляют кластер на тему «Сословия средневекового общества». После выполнения задания школьниками, готовый кластер появляется на слайде.

Учитель: как вы думаете, какое положение в обществе занимало духовенство? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо изучить документ 1 (Приложение 1).

Итак, церковь не платила налоги, она была крупным землевладельцем. Но кроме этого церковь имела и другие источники богатства.

1) Церковная десятина

Работа с документом 2. (Приложение 1).

2) Плата за обряды - крещения, венчания, отпевания.

3) Продажа индульгенций

Индульгенция – папская грамота об отпущении грехов.

Работа с документом 3. (Приложение 2).

Учитель: можно ли заслужить прощение у Бога за деньги?

Интересен факт составления при папском дворе перечня стоимости различных грехов: одна плата была установлена за убийство отца, другая – за убийство жены, третья – за нарушение клятвы и т.д.

4) Продажа церковных должностей. Папа римский

по высокой цене продавал церковные должности. Это приносило церкви и папе огромные доходы. Те, кто покупал должность в долг, погашали его за счет церковного имущества – продавали драгоценности и украшения храмов, даже черепицу с крыш церковных зданий.

5) Плата за прикосновение к святым реликвиям.

Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются болезни и увечья. Но нередко оказывалось, что «тела» одних и тех же святых мучеников хранились одновременно в разных местах: у св. Андрея оказалось не менее 5 тел, 6 голов, 17 рук и ног; у св. Себастьяна – 4 тела, 5 голов и 13 рук; у св. Георгия – не менее 30 тел.

Рассказ учителя.

К началу XI века большинство стран Европы были христианскими. Часть из них подчинялась папе римскому, который жил в Риме, часть - византийскому патриарху, чьей резиденцией был Константинополь. (Фломастером на карте подчеркивается местонахождение папы и патриарха). От Византии христианство приняли многие народы Восточной Европы и Балканского полуострова.

До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. Папа римский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь противилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба.

Учитель: в 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемирной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.

Физминутка. Упражнения для плечевого пояса, для снятия общего утомления.

С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.
В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчинённости всех светских государей папе римскому.
Между Григорием VII и германским королем
Генрихом IV , ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.

Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону. В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией.
Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова. Иннокентий III был властным, жестоким, честолюбивым человеком.

Слайд 4

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд10

Слайд11

Слайд12

Слайд13

Слайд 14

IV .

6 мин.

Закрепление изученного материала

Работа в тестовых тетрадях. Тест 18, задания 3-6.

Учитель: какие выводы мы можем сделать о роли церкви в жизни средневекового общества?

Слайд 15

Слайд 16

V .

2 мин.

Домашнее задание: §16 (п.1-4).

Выставление оценок.

Слайды 17,18

Приложение 1.

Приложение 2.

3. Текст типичной индульгенции, продаваемой всем желающим на церковной площади

« Да сжалится над тобой (имя рек) Господь наш Иисус Христос по своему святейшему и благочестивому милосердию; да освободит тебя; и властью его и и блаженных Петра и Павла, апостолов его, и апостольской властью, мне данной и на тебя распространенной, отрешаю тебя от все грехов уничтоженных, исповеданных и забытых; также от всех падений, преступлений, проступков и сколько-нибудь тяжелых провинностей… а также от каких бы то ни было отлучений, суспенсаций*,интердикта* и других церковных приговоров, осуждений и наказаний, наложенных судебной и людской властью, если ты им подвергся; даем тебе полнейшее прощение и отпущение всех твоих грехов, насколько простираются в этой области полномочия святой матери церкви. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

*Суспенсация – временное отстранение от должности; *интердикт – временный запрет, без отлучения от церкви, совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды.

Можно ли заслужить прощение у Бога за деньги?

  • Какую опасность представляли ереси и еретики для католической церкви?

§ 13.1. Сила и слабость церкви

В Средние века твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало - сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. Придёт время Страшного суда, когда воскреснут мёртвые и каждый получит по своим заслугам. Грешники будут осуждены на вечные мучения в аду, а праведники будут вечно испытывать райское блаженство. Надежда на спасение и страх перед погибелью души и адскими муками постоянно сопровождали верующих в жизни. Церковь учила, что ни один христианин не мог спастись самостоятельно, без соблюдения христианских таинств - особых обрядов, выполняемых священником. Считалось, что в момент совершения таинства через священника верующим передавалась божественная благодать.

    Крещение приобщало новорождённого к христианскому миру, детей постарше укрепляли в вере с помощью конфирмации, таинство брака создавало новую семью, а соборование готовило умирающих к встрече с Богом. Причастие напоминало верующим о жертве, принесённой Христом за людей. Таинство покаяния заключалось в том, что раскаявшийся в грехах верующий, исповедуясь, получал через священника отпущение грехов от Бога. Наконец, священство было таинством посвящения в духовный сан.

Служители церкви оказались, таким образом, необходимыми посредниками между человеком и Богом. Считалось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот - индульгенций (в переводе с латыни - милость). Купив индульгенцию, верующий продвигался на пути к спасению. Этому также помогали добрые дела, следование правилам христианской морали, пожертвования в пользу церкви и бедняков, а также совершение паломничеств ко Гробу Господню в Иерусалим, к гробнице Святого Петра в Рим и к другим знаменитым христианским святыням.

Могущество церкви основывалось не только на её воздействии на души верующих. В её руках сосредоточились огромные богатства - около 1/3 всех обрабатываемых земель, не говоря уже о драгоценных предметах для богослужения. Они попадали к церкви разными путями. Земли, привилегии, драгоценности жаловали епископам и аббатам государи и светские сеньоры. Да и любой благочестивый человек старался сделать церкви посильный дар. Кроме того, всё трудящееся население платило церковный налог - десятину. Деньги взимались за выполнение обрядов, за индульгенции. Наконец, епископы и аббаты умело вели хозяйство, увеличивая доходы со своих владений.

Богатства церкви вызывали зависть, и в эпоху феодальной раздробленности значительная их часть попала под контроль светских сеньоров. На доходные церковные должности они ставили своих родственников или слуг, продавали эти должности, требовали от служителей церкви покорности. Добиться этого им было нетрудно, потому что влияние церкви снизилось, церковные правила и монашеские уставы часто не выполнялись. Служители церкви и даже некоторые папы римские часто вели светский образ жизни.

Похищение мощей святого Марка. Венеция, XII в.

В X веке лишь немногие монастыри строго соблюдали устав святого Бенедикта. Среди них выделялось аббатство Клюни во Франции. Клюнийцы хотели освободить церковь от власти светских лиц и заставить всех её служителей строго соблюдать церковные правила. Они думали с помощью обновлённой церкви преобразовать весь мир. Клюнийская реформа быстро набирала силу.

Монахи, рубящие лес. Миниатюра XII в.

    Растущее влияние церкви проявилось и в том, что с конца X века она стремилась ограничить войны и призывала к «Божьему миру». Сражения в церковные праздники, в пост или в воскресенье считались греховными. Теперь нельзя было нападать на безоружных паломников, служителей церкви, крестьян, женщин. Путник мог спастись от нападения и в церкви, и у придорожных каменных крестов. Нарушителям «Божьего мира» грозило строгое наказание.

К 1000 г. христианство распространилось почти по всей Европе. Церковь обращала народы в свою веру не только проповедью, но и огнём и мечом. Церковь приобрела большое политическое значение. Она ста-ла стремиться подчинить себе светскую власть . Рос-ли богатства церкви. Встречались епископства и монастыри, у которых земель, доходов и войска было больше, чем в каком-либо графстве.

Клюнийская реформа

Обогащению церкви сопутствовали её внутреннее разложение, утрата церковной дисциплины. Служители церкви и даже папы устраивали пиры и пре-давались светским развлечениям. Такой упа-док церкви вызвал негодование у мирян и тех представителей церкви, которые оставались верными евангельским заветам. В начале X в. борьбу за очищение церкви начал монастырь Клюни во Франции. Клюнийцы также доби-вались освобождения монастырей из-под влас-ти сеньоров и местных епископов. Стремясь сломить разбойничьи нравы феодалов, клю-нийцы ввели «Божий мир »: они добивались прекращения войн и установления порядка. Реформаторским начинаниям клюнийцев по-следовали сотни монастырей в Европе.

В середине XI в. папский престол, поддержавший Клюнийскую рефор-му, в свою очередь предпринял усилия по более глубокому обнов-лению церкви. Он также добивался независимости от светских властей при избрании папы, епископов и аббатов. Право избирать папу стало принадлежать исключительно со-бранию кардиналов — конклаву.

Папа и император

Папа Григорий VII (1073—1085) установил в церкви жёсткое под-чинение своей власти. Он хотел реализовать идею папской теократии — абсолютной власти пап над миром. Григорий VII всту-пил в борьбу с германским императором Генрихом IV . Формально речь шла о том, кто должен совершать обряд назначения епископов — папа или император. На деле папа намеревался подчинить император-скую власть папскому престолу. В борьбе с папой Генрих IV объявил Григория VII низложенным. За этим со стороны папы римского последовало отлучение от церк-ви Генриха IV. Народ отшатнулся от про-клятого папой императора, против него выступили и крупные феодалы, которых отлучение освободило от вассальной клят-вы. Император вынужден был покаяться. Зимой он три дня босым просил прощения у папы, смотревшего на него с высоты замка в Каноссе.

Разделение церквей

«Наместник Христа»

В XII—XIII вв. папство достигло вершины своего могущества. Оно вдохновило и организовало Крестовые походы. Папы вмешивались во внутренние дела госу-дарств и даже в личную жизнь императора и королей. На короткий период установить тео-кратию в католическом мире удалось папе Иннокентию III (1198—1216). Трёх монархов — германского императора, фран-цузского и английского коро-лей — он отлучил от церкви.

На их страны был наложен интердикт — временное запре-щение совершать богослужение и церковные обряды. Посколь-ку церковь регулировала мно-гие стороны жизни человека и общества, подобное запреще-ние, по существу, парализова-ло страну. Иннокентий III за-ставил светских правителей Западной Европы признать главенство папской власти. Многих монархов он сделал вассалами папского престо-ла и заставил платить регулярный налог. Иннокентий III расширил пределы Папского государства. Папа подвергал своему суду всех, а сам находился вне всякого суда. В упоении своим могуществом Иннокентий III провозгла-сил себя « наместником Христа».

Борьба с ересями

Всевластие пап, усиление давления церкви на общество порождали сопро-тивление. Часть мирян начала искать пути к Богу без посредничества церкви. В народе по-явились толкования христианства, далёкие от церковных. Набирали силу различные ереси. Еретики объявили католическую церковь «тво-рением дьявола». «Грязной» церкви они проти-вопоставили «чистую». Сторонников «чистой» церкви называли катарами (чистыми). Особен-но широко ереси распространились на юге Франции и в Северной Италии. Центром ерети-ческого движения на юге Франции был город Альби. По названию этого города еретиков называли альбигойцами . Иннокентий III орга-низовал Крестовый поход против альбигойцев. Силами рыцарства Северной Франции альби-гойская ересь была подавлена. Еретиков сжига-ли на кострах, убивали и преследовали. Юг Франции надолго пришёл в запустение.

Папа Иннокентий III

Инквизиция

Для борьбы с ересями папским престолом была создана инквизиция (от латин-ского слова «инквизицио» — расследование). По всей Западной Европе были организованы инквизиционные суды (трибуналы). Они использовали тайное следствие, доносчиков и пытки для выявления еретиков. Высшей мерой наказания для еретиков было сожжение на костре. Поскольку считалось, что инквизиция, представлявшая церковь, не может лишать людей жизни, для исполнения смертных при-говоров её жертв передавали светским властям. Инквизиция действовала в некоторых странах Европы вплоть до XIX в. Материал с сайта

Нищенствующие ордены монахов

В конце XII в. в на-роде широко распространилось поклонение Святой Даме Бедности. В этом выразилось народное возмущение накоплением церковью огромных богатств и её безразличием к бед-ным и обездоленным людям. Появились про-поведники добровольной нищеты как пути приближения к Богу. Самым замечательным из них был Франциск Ассизский. Ещё в юности он, сын богатого купца, отказался от дома и богатств, стал нищим странником. Вначале над ним смеялись и осуждали его. Но вера Франциска была столь искренней, а проповеди исполнены такой глубокой любви к Богу, что вскоре у него появились после-дователи, «меньшие братья». Папа Иннокен-тий III не стал преследовать Франциска, а, напротив, решил, что такой популярный сре-ди бедняков проповедник будет полезен церк-ви. С папского одобрения впоследствии был учреждён нищенствующий орден францисканцев. Франциска Ассизского като-лическая церковь провоз-гласила святым.

Святой Франциск Ассизский обра-щался с проповедями не только к людям, но и к цветам, животным, птицам, морю. В его словах звучало восхищение всеми Божьими творе-ниями, убеждённость в единстве всего Божьего мира. Он взывал к христианской любви в жестоком воюющем мире.

Для борьбы с ересями был создан ещё один нищенству-ющий орден — доминикан-цев. Его основателем был Доминик де Гусман, испан-ский монах. Папство поручи-ло этому ордену руководить инквизицией. С проповедя-ми доминиканцы проникали в отдалённые уголки мира. Ещё в XIII в. они достигли Китая. Доминиканцы также занимались углублённым изучением теологии (бого-словия). Из их среды вышел крупнейший католический богослов Фома Аквинский.

Эмблемой доминиканцев была соба-ка с зажжённым факелом в зубах. Подчёркивая свою преданность церк-ви, они называли себя «псами Гос-подними».

На этой странице материал по темам:

  • Почему папы римские вели борьбу со светсками монархими

  • История католической церкви 11-13 веков

  • Реформы католической церкви 11-13 веков

  • Доклад на тему папа иннокентий кратко

  • Доклад на тему борьба с еретиками в 13 веке

Вопросы по этому материалу:

2. Богатство церкви 1. Духовенство и его цели 3. Разделение церквей 5. Еретики 4. Папская власть при Григории VII и Иннокентии III 6. Инквизиция и нищенствующие ордена

Религиозные мыслители делили общество на 3 сословия. Первое и самое главное сословие – духовенство. Христианская мораль требовала выполнения законов Библии. Считалось, что грешник может спастись раскаянием и исповедью. Образцовый христианин – нищий, отказавшийся от имущества. Часть своих доходов церковь должна была отдавать нуждающимся. Сословия – большие группы людей с одними правами и обязанностями, передающимися по наследству. Сословия средневекового общества Средневековый монах

Но при этом церковь обладала огромными богатствами и была крупнейшим землевладельцем. Со всего населения Западной Европы церковь брала десятину – налог, составляющий 1/10 дохода. Церковь получала огромные доходы от торговли индульгенциями. Осуждая ростовщичество, церковь сама занималась этим. Индульгенция – это особая грамота, выдающаяся церковью за деньги, о прощении грехов. Распределение земель в Средневековье Индульгенция

До середины XI века церковь считалась единой, но в Византии её главой был константинопольский патриарх, а в Западной Европе – папа римский. Из-за господства над церковью между папой и патриархом шла острая борьба. Между церквями на Западе и Востоке существовали различия. В 1054 г. Произошло окончательное разделение церкви на католическую (на западе) и православную (на востоке). Отличия между католической и православной церквями Главы церквей на западе и востоке Константинопольский патриарх

С середины IX века власть папы крайне ослабела. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран фанатик Григорий VII . Между императором Генрихом IV и Григорием VII развязалась борьба, которая с переменным успехом длилась долгое время. В Западной Европе единственной сплоченной организацией была церковь, что позволяло папам вести борьбу за господство с феодалами. Наибольшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III . События борьбы Феодальная лестница при Иннокентии III в некоторых странах Иннокентий III Григорий VII

На церковных соборах были постепенно выработаны догматы – непреложные истины христианской веры. Между Библией и догматами существовали значительные расхождения, что возмущало верующих. Среди людей время от времени стали появляться еретики, критиковавшие церковь. Церковь боролась с еретиками, отлучала их от церкви, организовывала военные походы против еретиков. Еретики – противники господствующего вероучения церкви. Требования еретиков к церкви Казнь еретиков

Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке церковный суд – инквизицию. В борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых подвергали пыткам, а часто сжигали на костре. Видя, что народ почитает живущих в бедности, папы образовали в начале XIII века нищенствующие ордена монахов-проповедников. Главные ордена – это орден францисканцев Франциска Ассизского и доминиканцев Доминика Гусмана. Действия инквизиции Характеристика орденов Доминик Гусман и Франциск Ассизский



Похожие статьи