Что таоке гуманизм. Основные идеи гуманизма в философии. История возникновения и развития гуманизма

Гумани́зм (от лат. humanitas - человечность, humanus - человечный, homo - человек) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15-16 вв.), когда в Италии, азатем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей жизнь человека системой жестких регламентаций, против ее аскетической и циничной морали. Социальную подоплеку Г. составляла борьба «третьего сословия» (буржуазии, крестьянства, ремесленников, городского плебса) против господствующей феодальной аристократии и духовенства. В противовес церковному требованию посвятить земную жизнь искуплению своих грехов, гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности. Позиции Г. отстаивали величайшие представители европейской культуры: Ф. Петрарка, Л. Валла, Дж. Пико делла Мирандола, Данте, Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, У. Шекспир, Ф. Бэкон, М. Сервантес, Эразм Роттердамский и многие др. Борьба против католицизма как священной санкции сословного феодализма достигает своего пика в движении Реформации (16 в.), принявшем массовый характер, и далее - в эпоху Просвещения, когда закладывались принципиальные черты европейской техногенной («фаустовой») цивилизации с ее оптимистическим культом разума, науки, свободной личности, индивидуализма и предпринимательской инициативы.

В традиционном Г. можно различить два основных течения. Буржуазный Г. исходит из священного характера частной собственности, которая только и может гарантировать свободное развитие «естественной природы» человека через накопление личного богатства. Г., выражающий мироощущение пролетариата, условием освобождения человека объявляет имущественное равенство или даже ликвидацию частной собственности. Эту программу защищали утопические социалисты (Мор, Т. Кампанелла, впоследствии Р. Оуэн, К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье), считавшие труд на благо всего общества не только главной обязанностью, но и источником наслаждения и счастья людей. Нередко делались и попытки достичь идеала равенства насильственным путем (гуситское движение в Чехии, Крестьянская война в Германии и т.п.). Сочетание идеала материального и духовного благополучия народа, гармонии «ума и сердца» с идеей коренного преобразования общественного строя характерно для рус. революционных демократов сер. 19 в. (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен) и народников 1870-х гг.

Глубокие катаклизмы 20 в. (истребительные войны, тирания тоталитарных режимов, обострение глобальных проблем) поставили под сомнение ключевые установки европейской цивилизации, показав, что сам по себе научно-технический прогресс не только не обеспечивает гуманистического хода истории, но и неизбежно покушается на будущее, поскольку человек все более отчуждается от общества, превращается в «одномерное существо», в легко манипулируемого робота, в «винтик» огромной социальной машины. Происходит как бы возврат к ситуации эпохи Возрождения. В русле гуманистического движения возникают различные программы «человеческих отношений» (human relations), «генома человека», все активнее заявляют о себе движения «зеленых», требования гуманизировать культуру, науку, образование, политику, повысить качество жизни, дополнить научно-техническую революцию революцией моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисциентистских, иррационалистических и даже мистических концепций, включая и филос. системы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннего личностного мира человека (экзистенциализм, персонализм, философия жизни, сюрреализм, дадаизм, «театр абсурда» и т.п.). Поскольку глобальные проблемы носят универсальный характер, то успешная реализация идеалов Г. невозможна без международного сотрудничества различных регионов, стран и сообществ.

Из обзора истории формирования всемирного гуманистического движения и анализа основных разновидностей современного гуманизма следует вывод, что современный гуманизм не связан с какой-то одной интеллектуальной традицией, а питается различными гуманистически ориентированными философскими, художественными, научными, правовыми и другими традициями культуры. Одной из наиболее заметных среди них является философия. Связь философии и гуманизма очевидна, поскольку тема о человеке и его жизненном мире является одной из главных в философии и ключевой в гуманизме. Но далеко не очевидны механизмы «перетекания» идей из философии в гуманизм и обратно. Если философия призвана раздвигать метафизические, этические, гносеологические и иные горизонты человеческого знания, то гуманизм в своей практической направленности является скорее потребителем и «утилизатором» этих знаний, не ставя себе в долг заниматься специальными философскими исследованиями.

Гуманизм в философии поддерживает концепцию человекоцентризма, свободы, самостоятельности и независимости от догматов церкви. Главным инструментом гуманистов является человеческий разум, который служит науке. Вера в его безграничность - мотивация к действию и попыткам достичь небывалых высот в научных достижениях.

Если до средневековой эпохи опыт человека исчислялся его взаимодействием с церковью и Богом, то с появления гуманистической философии к вопросам опыта подошли по-другому. Гуманисты считали, что она призывает к действиям и обучению наукам, которые дадут человеку необходимый опыт и знания.

Что такое гуманизм

Гуманизм - направление в философии, которое возникло, как протест существующему способу мышления - теоцентризму и его основным направлениям - патристике и схоластике. Ограничивающее влияние церкви постепенно приходит в упадок. Бог уже не есть точка отсчета и конечный результат мысли, а необходимость толкования Библии исчерпала себя.

Самые чуткие умы реагируют на дисбаланс в обществе и его потребности в саморазвитии, творчестве, реализации своего потенциала, поэтому постепенно начинают появляться произведения и рассуждения, которые превозносят человека и его роль в социуме, а также указывают на необходимость перемен в мышлении и действиях.

Эпоха гуманизма занимает в истории период, который продлился приблизительно сто лет: с середины 14 до середины 15 века. Но это было время, которое являлось пиком развития гуманистических настроений в обществе. На самом деле, первые предпосылки появились еще в середине 13 века, когда были заложены новые модели человеческого мышления, личности и свободы.

Происхождение термина

В переводе с латинского термин «гуманизм» происходит от слова homo - человек, индивид. Humanus - человечный. Это не было направлением философии, а только точкой зрения, жизненной позицией.

Кто такие гуманисты

Гуманисты - это ограниченный круг высокообразованных людей, которые при помощи философии, литературы, поэзии и истории пытались бороться со средневековыми пережитками - властью феодалов и ограничением простых людей в развитии.

В эпоху феодализма, было выгодно держать людей в неведении и прививать им различные страхи, чтобы избежать массовых протестов и восстаний. Работа и послушание - единственное, что устраивало помещиков. В среде народных масс, гуманизм не мог возникнуть, так как люди не владели грамотой и не читали античной литературы, тем более, не изучали ее углубленно. Поэтому направление гуманизма с его идеей продвижения человека, как личности, появилась в среде свободно мыслящих грамотных и творческих людей того времени - литераторов, поэтов и философов, опирающихся на каноны античной философии, но трактующих понятия по-новому.

Гуманисты не старались привить людям отвращение к религии или церкви, но отводили им свое место. Сделать это в темных народных массах было сложно. Привыкший к многовековому засилью религии, народ не был способен быстро переключиться на новый вид мышления и открывшиеся возможности.

В гуманизме представители по-разному пытались протестовать против феодалов и навязанной точки зрения, а вместе с ней и поведения:

  1. Эразм Роттердамский, по прозвищу «князь гуманистов», из Нидерландов высмеивал в своих произведениях монахов и духовенство, обличая их ограниченность и тунеядство. При этом он не возвышал народ, считая их серой массой, которую невозможно научить мыслить глубоко и творчески. Политические вопросы философ обходил стороной. Начав учебу в церковной школе при монастыре, не выдержал манер и образа жизни монахов. Переехал в Париж, где пытался изучать богословие, но стиль преподавания ему пришелся не по вкусу. Лишь в Англии он обрел поддержку и соответствие своим взглядам у философа Томаса Мора. Умер Эразм Роттердамский в Швейцарии. Его учение считают скорее философско-языческим, чем религиозно-христианским, так как ученый совсем не считался с религией и не поддерживал набожность.
  2. Томас Мор предлагал идеи равноправного труда в обществе и считал нормой, что товары общественного потребления будут распределены в равных частях для всех. Это была своеобразная утопическая теория, так как разным людям для счастья нужно разное количество материальных ценностей. До конца был верен католической церкви. После казни за измену был причислен к лику святых отцов католиков.
  3. Третья точка зрения подразумевала реформы на уровне империи. Движущей силой должны были выступать дворяне. Проблема состояла в том, что дворянскому сословию были чужды перемены, так как они лишились бы источников дохода.

Основоположником гуманистического философствования по праву считается итальянский ученый, философ и богослов Данте Алигьери. В 13 веке неизвестно, каким образом к нему в руки попали труды еретиков, но он изучил их основные понятия и принцип мышления.

Мужчина сделал вывод, что такая теория достойна применяться в обществе и выполнять свои функции на благо людям. Все свои гениальные произведения он написал в изгнании, так как на родине во Флоренции его было приказано казнить. Его литературные и поэтические шедевры имеют ценность, исходя из времени, в которое они были написаны. До Данте Алигьери редко кто осмеливался открыто выступать против существующего режима и высказывать мысли вслух.

Основные понятия и направление мысли

В истории выделялись несколько типов гуманистического мышления:

  1. Античный или древний гуманизм. Его представители - Аристотель, Платон, Сократ, Конфуций, Демокрит, Протагор и другие древнегреческие философы.
  2. Теистическое направление, которое не исключало Бога из жизни людей, но допускало, что человек способен развиваться и заботиться о спасении своей души самостоятельно без помощи Бога.
  3. Классическое направление. Отображалось в трудах Бэкона, Петрарки, Монтеня, Боккаччо. Являлось разработанным и дополненным вариантом трудов древнегреческих ученых.
  4. Атеистический гуманизм. Провозглашал свободу человеческого духа от божественной воли. В ранг божества был возведен человек и его разум. Особенностью атеизма является его проявление в различные эпохи под разными масками. Возникло направление из-за невозможности объяснить сущность Бога и его роль. Известен случай, когда в Париже протестующие сложили в повозку церковную утварь и повезли ее на всеобщее обозрение, объявив таким образом похороны Богу. Как потом было выяснено, хоронили люди не самого Бога, а всего лишь предметы. В этой области известны труды Сартра Ж.-П.
  5. Натуралистический или научный подход к гуманизму характерен для нового времени. Наивысшей ценностью объявлена человеческая личность и самосовершенствование. Натурфилософия впервые встречалась у римского философа Сенеки, далее, ее принципы переняли схоласты в средние века. Впоследствии, ее место заняла философия науки.
  6. Коммунистический взгляд отразился в трудах К. Маркса, который выступал за революционное решение проблем. К. Маркс нашел поддержку в сотрудничестве с Ф. Энгельсом: как во взглядах, так и в финансах.
  7. Нормативный гуманизм возвышал потребности человека над государственными интересами. Если у человека есть потребности, то государство обязано их удовлетворять. После провозглашения данной теории, начались вопросы и разногласия. Многие философы интересовались, как можно измерить человеческие потребности, например, в агрессии. Нормативисты считали всякое страдание злом, а обществу известны примеры очищения души через боль и страдание. Мировоззренческие теории нормативного гуманизма наиболее полно отражены в работах Э. Фромма.

Гуманность и человеколюбие считались высшим проявлением способностей, которые раскрывались через признание личности, ее достоинства и точку зрения. В обществе, они реализовывались через помощь ближнему и сочувствие.

Идеи позднего гуманизма

В противовес идеям раннего гуманизма, которые прославлялись в творчестве Дж. Мирандолла, возникали оппозиционные идеи. Мыслители вынуждены были признать, что культ человека был возвеличен настолько сильно, что это могло иметь негативные последствия. Сверхвозможности уже не представлялись таким всемогущим оружием, а человек, часто, своими действиями доказывал обратное: вредил природе и своим соотечественникам.

Поздний гуманизм в трудах Н. Кузанского обозначен термином «пантеизм», что означало соединение Бога и Природы в единое целое. В его работах, основанных на математических вычислениях, имеется понятие абсолютного минимума и абсолютного максимума, то есть божественное начало имеется в самых маленьких частицах природы. Это не противоречит библейской истине. Философия Кузанского повлияла на становление образа мышления Дж. Бруно, который развивал и изучал одну из частей пантеизма - природу.

Гуманизм в наши дни

В 20–21 веке гуманизм соединился с идеями демократии, положения которых используют в политике для привлечения внимания к своим персонам и партиям. Большое влияние на развитие гуманистических тенденций оказали философы США, Британии, Шотландии, Индии, Германии.

Одна из проблем современной гуманистической философии - ограничение личной свободы граждан. Известно, что американский философ Корлисс Ламонт выиграл несколько судебных исков против ЦРУ, Госдепартамента, потому что они незаконно вскрывали его личную переписку с друзьями и женой, а также отказались оформить документ для выезда за границу, объясняя, что данное действие может иметь негативное последствие для государства.

Гумани́зм - «человечность»- система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.

Гуманизм - этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни. [ ]

Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. [ ]

Гуманизм утверждает высшей ценностью жизнь человека, его право на самоопределение и свободное волеизъявление. [ ]

Классификация

В исследовании Ю. Чёрного «Современный гуманизм» приводится классификация гуманистических воззрений, которую в 1949 г. в своей студенческой работе предложил будущий американский исследователь Уоррен Аллен Смит

  • Гуманизм - интерес к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities ).
  • Древний гуманизм - понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля , Демокрита , Эпикура , Лукреция , Перикла , Протагора или Сократа , Конфуция .
  • Классический гуманизм - гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей, как Бэкон , Боккаччо , Эразм Роттердамский , Монтень , Томас Мор и Петрарка .
  • Теистический гуманизм - понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом.
  • Атеистический гуманизм - гуманизм, основывающийся на идеях Жан-Поля Сартра и др.
  • Коммунистический гуманизм - понятие, характеризующее убеждения некоторых марксистов (например, Фиделя Кастро), полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был Карл Маркс .
  • Натуралистический (или научный) гуманизм - эклектический набор установок, рождённых в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.
  • Нормативный гуманизм - позиция, исходящая из признания того, что у человека есть специфические человеческие потребности, которые необходимо удовлетворять. Причем не человек должен приспосабливаться к обществу, а общество должно считать удовлетворение человеческих потребностей нормой своего функционирования.

Определения

Гуманизм - демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.)

Гуманизм - это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству. (англ.)

Идеи гуманизма в человеческой истории

Связь с монотеизмом

Марксистский (социалистический) гуманизм

Гуманизм в наши дни

Юрий Чёрный в своей работе «Современный гуманизм» предлагает следующую периодизацию развития современного гуманистического движения:

Современный гуманизм представляет собой многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие «гуманизм» как определение собственных взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся отделить нравственные идеалы от религиозных доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

Организации сторонников гуманистических течений, существующие во многих странах мира, объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов - деклараций, хартий и манифестов, наиболее известными из которых являются:

  • Гуманистический манифест I ();
  • Гуманистический манифест II ();
  • Декларация светского гуманизма ();
  • Гуманистический манифест 2000 ();

Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, пропаганде гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации (Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация , Британская гуманистическая ассоциация , Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество , Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Здравомыслие (общественный фонд) , Международная Коалиция «За Гуманизм!» и др.).

Теоретики современного гуманистического движения и сторонники идей гуманизма:

  • Яаап П. ван Прааг (Jaap P. van Praag , 1911-1981), профессор философии в Утрехте (Голландия), впоследствии первый председатель МГЭС;
  • Гарольд Джон Блэкхем (Harold J. Blackham , 1903-2009), Великобритания;
  • Пол Куртц (Paul Kurtz , 1925-2012), США;
  • Корлисс Ламонт (Corliss Lamont , 1902-1995), США;
  • Сидни Хук (1902-1989), США;
  • Эрнест Нагель (1901-1985), США;
  • Альфред Айер (1910-1989), президент Британской гуманистической ассоциации в 1965-1970;
  • Джордж Сантаяна (1863-1952), США.

Критика

Согласно религиозному экзистенциалисту Николаю Бердяеву (1874-1948), атеистический гуманизм диалектически перерождается в антигуманизм, в бестиализм. В идейном плане он в конечном счёте приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном - к бесчеловечным режимам нацистской Германии и коммунистической России, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага. Это происходит из-за воли человека к абсолютному, которая или осуществляется в акте соединения с Богом, или приводит его к идолотворению и самоуничтожению. Но «после Ницше, после дела его и судьбы его гуманизм уже невозможен, навеки преодолён» . Вобрать в себя опыт гуманизма и прийти ему на смену должно обновлённое, просветлённое и очищенное от антропоморфизма, социоморфизма и натурализма в представлении о Боге религиозное сознание:

Есть истинная и ложная критика гуманизма (гуманитаризма). Основная его ложь в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, то есть в отрицании богочеловечности. Подъём человека, достижение им высоты, предполагает существование высшего, чем человек. И когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, то он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться. На этом основана истинная критика гуманизма. Ложная же критика отрицает положительное значение гуманистического опыта и ведет к отрицанию человечности человека. Это может вести к бестиализации, когда поклоняются бесчеловечному богу. Но бесчеловечный бог нисколько не лучше и даже хуже безбожного человека. В истории христианства очень часто утверждался бесчеловечный бог, и это и привело к появлению безбожного человека. Но нужно всегда помнить, что отрицание Бога и богочеловечности в поверхностном сознании не означает отсутствия в человеке действительной богочеловечности. В христианстве заложена высшая человечность, так как оно опирается на богочеловечность и на христианский персонализм, на признание высшей ценности всякой человеческой личности. Но в истории христианского мира можно было бы установить три стадии: бесчеловечность в христианстве, человечность вне христианства, новая христианская человечность .

Также гуманизм критиковали проживавшие в США православные архиепископы Андрей (Рымаренко) и Аверкий (Таушев) , принадлежавшие к РПЦЗ .

Гуманизм критикуется со стороны постгуманизма . В отличие от гуманизма постгуманизм не принимает антропоцентризма, подчеркивая, что человек представляет собой эволюционирующую часть природы, постоянно преображаясь и изменяясь. Итогом продолжающегося эволюционного процесса станет преобразованный путем передовых технологий постчеловек .

См. также

Примечания

Литература

  • Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. - Киев, 1987. - С. 52-58.
  • Анохин А. М., Сюсюкин М. Ю. Бэкон и Декарт: истоки эмпиризма и рационализма в философии и развитие медицины в XVII-XVIII вв. //Философия и медицина. - М., 1989. - С. 29-45.
  • Аугандаев М. А. Эразм и М. Агрикола // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989. - С. 206-217.
  • Баткин Л.M. Идеи разнообразия в трактате Лоренцо Великолепного: На пути к понятию личности // Проблемы итальянской истории. - М., 1987. - С. 161-191.
  • Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989. - 270 с.
  • Библер В. С. Кант - Галилей - Кант / Разум нового времени в парадоксах самообоснования. - М.: Мысль,1991.- 317 с.
  • Богат С. М. Мир Леонардо. Философский очерк. - М.: Дет. лит., 1989. - Кн. 1-2.
  • Богуславский В. М. Эразм и скептицизм XVI в. // Эразм Роттердамский и его время.- М.. 1989.- С. 218-226.
  • Гавризян Г. М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах И. Хейзинга // Историко-филос. ежегодник. - М., 1988. - С. 202-227.
  • Гайденко П. П. Николай Кузанский и формирование теоретических предпосылок науки нового времени // Вопросы истории естествознания и техники. - М., 1988. - № 3. - С. 57-69.
  • Гайденко П. П. Фр. Бэкон и практическая ориентация науки Нового времени // Проблема методологии научного исследования в философии нового времени. - М., 1989. - С. 37-55.
  • Гришко В. Г. «Две книги» Галилео Галилея // Историко-астрономические исследования. - М., 1989. - Вып. 2. - С. 114 −154.
  • Горфункель А. X. Эразм и итальянская ересь XVI в. // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989. - С. 197-205.
  • Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.- 205 с.
  • Доброхов А. Л. Данте Алигьери. - М.: Мысль, 1990. - 208 с.
  • Корелин М.,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Котловин А. В. Логика истории как составная часть философии истории от Августина до Маркса // Философия истории: диалог культур.- М.. 1989.- С. 73-75.
  • Кудрявцев О. Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989. - С.67-77.
  • Кудрявцев О. Ф. Ренессанский гуманизм и «Утопия». - М.: Наука, 1991. - 228 с.
  • Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 192 с.
  • Липовой С. П. О роли гносеологии в учении Фр. Бэкона о судьбах эмпиризма: приглашение к дискуссии // Историко-филос. ежегодник. - М., 1988. - С. 94 - 110.
  • Лукоянов В. В. Фрэнсис Бэкон о церковной политике Англии в конце XVI - начале XVII вв. // Проблемы разложения феодализма и генезис капитализма в Европе. - Горький, 1989. - С. 47-97.
  • Немилов А. Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989.- С. 9-19.
  • Никулин Д. В. Понятие «теперь» в метафизике античности, средневековья и нового времени // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековью. - М., 1991.- С. 18-21.
  • Пиховшев В. В. К вопросу об историко-философских воззрениях Фр. Бэкона // Пробл. философии. - Киев, 1989. - Вып. 2.- С. 56-61.
  • Плешкова С. Л. Эразм Роттердамский и Лефевр д’Этапль //Эразм Роттердамский и его время.- М. 1989.- С. 149-153.
  • Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - М.: Мысль, 1988. - 206 с.
  • Ревуненкова Н. В. Проблемы свободомыслия Реформации в зарубежной историографии конца XIX-XX вв. // Проблемы религиоведения и атеизма в музеях.- М., 1989.- С. 88-105.
  • Ревякина Н. В. Творческий путь Лоренцо Валлы (Вступ. ст.) // Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989. - С. 52.
  • Роков В. П. К вопросу об этических взглядах Дж. Понтано (1426-1503) // Из истории древнего мира и средневековья.- М.,1987. - С. 70-87.
  • Савитский А. Л. Философия истории Себастьяна Франка // Философия истории: диалог культур.- М., 1989.
  • Хейзинга Й. Осень Средневековья / Пер. с нидерландского Д. В. Сильвестрова. - 4-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004. ISBN 5-8112-0728-X
  • Фрейд 3. Леонардо да Винчи.- Л.: Аврора, 1991.- 119 с.
  • Черняк И. X. Библейская философия Лоренцо Баллы и эразмов перевод Нового Завета // Эразм Роттердамский и его время. - М., 1989. - С. 57-66.
  • Черняк В. С. Культурные предпосылки методологии эмпи-ризма в средние века и в новое время // Вопросы философии.- 1987. - № 7. - С. 62-76.
  • Шейнин О. Б. Понятие случайности от Аристотеля до Пуанкаре.- М.: Ин-т истории естествознания и техники АН СССР, 1988. - 31 с.
  • Шичалин Ю. А. Жизненный путь Э. Роттердамского и становление новоевропейского самосознания // Контекст… 1988. - М., 1989. - С. 260-277.
  • Штекли А. Э. Эразм и издание «Утопии» (1516) // Средние века. - М., 1987. - Вып. 50. - С. 253-281.
  • Щедровицкий Д. Библия в переводе Лютера // Христианин. - 1991. - № 1. - С. 79.
  • Юсим М. А. Этика Маккиавелли. - М.: Наука, 1990. - 158 с.
  • Карен Армстронг . История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе = A history of God. - М. : Альпина Нон-фикшн, 2016. - 500 p. - 2000 экз. -

Жизнь человека базируется на определенных нравственных законах, которые помогают определять, что является хорошим, а что плохим. Многим неизвестно, что такое гуманизм и какие принципы вложены в это понятие, хоть оно и имеет важное значение для развития общества.

Что такое гуманизм и человечность?

Это понятие произошло от латинского слова, которое переводится, как «человечный». Гуманист – это человек, который выделяет ценности человеческой личности. Смысл заключается в признании права человека на свободу, развитие, любовь, счастье и так далее. Кроме этого, сюда же относится отрицание проявления какого-либо насилия к живым существам. Понятие гуманизма указывает, что основа заключается в способности человек сочувствовать и помогать другим людям. Важно отметить, что проявление человечности не должно идти в разрез интересам индивида.

Гуманизм в философии

Это понятие используется в разных сферах, в том числе и философии, где его представляют, как осознанную установку на человечность без границ. Есть ряд характеристик, которые помогают разобраться в значении гуманизма:

  1. Для каждого человека вышей ценностью должны быть другие люди, и они должны быть в приоритете перед материальными, духовными, социальными и природными благами.
  2. В философии гуманизм – это положение, описывающее, что человек ценен сам по себе независимо от , пола, национальности и других отличий.
  3. Одна из догм гуманизма говорит о том, что если хорошо думать о людях, то они непременно станут лучше.

Гуманность и гуманизм – различие

Многие часто путают эти понятия, но на самом деле, они имеют как общие, так и отличающие черты. Гуманизм и человечность – два неразрывных понятия, которые подразумевают защиту прав личности на свободу и счастье. Что касается гуманности, то это определенная черта человека, которая проявляется в положительном отношении к другим людям. Она формируется в результате осознанного и устойчивого понимания, что хорошо, а что плохо. Гуманность и гуманизм - взаимосвязанные понятия, поскольку первое формируется на подражании принципам второго.


Признаки гуманизма

Известны основные признаки гуманизма, которые в полной мере раскрывают это понятие:

  1. Автономность . Идеи гуманизма не могут быть выделены из религиозных, исторических или идеологических посылок. Уровень развития мировоззрения непосредственно зависит от честности, лояльности, терпимости и других качеств.
  2. Фундаментальность . Ценности гуманизма имеют важное значение в социальной структуре и являются первичными элементами.
  3. Универсальность . Философия гуманизма и ее идеи применимы ко всем людям и любым социальным системам. В существующем мировоззрении можно выходить за рамки, поскольку каждый человек имеет право на жизнь, любовь и другие характеристики.

Главная ценность гуманизма

Смысл гуманизма заключается в том, что в каждом человека есть потенциал для развития или уже существует человечность, от которой происходит формирование и развитие нравственных чувств и мышления. Нельзя исключать влияния окружающей среды, других людей и разных факторов, но только личность является единственным носителем и творцом реальности. Гуманистические ценности базируются на уважении, доброжелательности и совестливости.

Гуманизм – виды

Существует несколько классификаций гуманистов, которые отличаются критериями выбора. Если ориентироваться на исторический источник и содержание, то можно выделить девять типов гуманистов: философские, коммунистические, культурные, научные, религиозные, светские, рабовладельческие, феодальные, природные, экологические и либеральные. Стоит рассмотреть, какой бывает гуманизм по приоритетности:

  • народный – живущие ради счастья народа;
  • правозащитный – выступающие за права и свободы всех людей;
  • пацифистский – люди-миротворцы, которые ведут борьбы против всего вредного на земле;
  • общественный – оказывающие помощь детям, инвалидам и другим нуждающимся.

Принцип гуманизма

Человек должен развиваться и получать определенный набор знаний и развивать умения, которые он вернет миру через общественную и профессиональную деятельность. Гуманистическое мировоззрение подразумевает соблюдение правовых и моральных норм общества и уважительное отношение к общественным ценностям. Принцип гуманизма подразумевает соблюдения ряда правил:

  1. Достойное отношение общества ко всем людям, без учета физического, материального и социального положения.
  2. Выясняя, что такое гуманизм, стоит указать еще один принцип – должно признаваться право каждого человека на то, чтобы быть самим собой.
  3. Важно понимать милосердие, как ступень к гуманизму, который должен опираться не на жалость и сочувствие, а на стремлении помочь человеку интегрироваться в обществе.

Гуманизм в современном мире

В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.

Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия. Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.

Идеи гуманизма в Библии

Верующие утверждают, что гуманизм и является христианством, поскольку вера проповедует, что все люди равные между собой и нужно друг друга любить и проявлять человечность. Христианский гуманизм является религией любви и внутреннего обновления человеческой личности. Он призывает человека к полному и бескорыстному служению во благо людей. Христианская религия не может существовать без морали.

Факты о гуманизме

С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.

  1. Известный психолог А. Маслоу со своими коллегами еще в конце 50-х хотели создать профессиональную организацию, которая бы рассматривала проявление гуманизма в обществе со стороны психологии. Было определено, что в новом подходе на первом месте должны быть самореализация и индивидуальность. В итоге была создана Американская ассоциация гуманистической психологии.
  2. Согласно истории первым истинным гуманистом является Франческо Петрарка, который на пьедестал выдвинул человека, как интересную и самодостаточную личность.
  3. Многих интересует, что такое термин «гуманизм» при его взаимодействии с природой, так вот он подразумевает бережное отношение к среде обитания и проявление уважения ко всем живым существам на земле. Экогуманисты стремятся воссоздать утраченные элементы природы.

Книги про гуманизм

Тема личностной свободы и человеческой ценности часто используется в литературе. Гуманизм и милосердие помогают рассмотреть положительные черты человека и их значимость для общества и мира в целом.

  1. «Бегство от свободы» Э. Фромм. Книга посвящена существующим психологическим аспектам власти и обретению личностной независимости. Автор рассматривает значение свободы для разных людей.
  2. «Волшебная гора» Т. Манн. В этой книге рассказывается о том, что такое гуманизм, через отношения людей, которые потеряли и для них на первое место выходят человеческие отношения.

1) Мировоззрение, проникнутое любовью к человеку, уважением к его достоинству, заботой о благе людей и развитии у них высоких моральных качеств. 2) Прогрессивное движение в общественной мысли, литературе, искусстве и науке ряда стран Западной Европы в 14-16 вв., выступавшее против феодализма, католицизма и феодального закрепощения личности. Гуманисты ратовали за всестороннее свободное развитие человека.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГУМАНИЗМ

лат. humanus человеческий, человечный) - идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, ее прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждения блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений; В эпоху Возрождения Г. выступает как широкое социокультурное движение, основанное на требовании свободы всех проявлений человеческой природы, реализации права на наслаждение в земной жизни, освобождения человека от гнета и неравенства. В XVII-XVIII вв. в рамках гуманистической идеологии разрабатывались идеи естественного права, атеистические концепции; немецкий философ И. Кант формулирует основную идею Г.: человек может быть для др. человека только целью, но не средством. В XIX в. домарксистский социализм выступает против частной собственности и различных видов отчуждения человека, доказывая, что они уродуют человеческую личность. В философии марксизма достижение реального Г. связывалось с построением коммунистического общества, основанного на общественной собственности, полном социальном равенстве, коллективистском характере труда и быта и служащего наиболее полному удовлетворению материальных и культурных потребностей людей. В современной теории Г. в политике рассматривается в нескольких измерениях. Применительно к целям и содержанию политики Г. проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий труда и быта, укрепление социальной справедливости и мира. Г. в средствах политики проявляется в устранении жестоких, античеловечных форм политического противоборства.



Похожие статьи