Что такое умк по английскому языку. Анализ умк по иностранному языку. Принципы обучения, реализуемые в УМК

Обзор УМК.

Лесная Е. Н., учитель английского языка, МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г. К. Жукова.

Хорошая книга - лучший советчик и друг человека. А учебник по английскому - лучший друг того, кто решил изучать язык международного общения. Как же выбрать себе «товарища» среди нескольких десятков пособий. Выбор учебника - один из важнейших факторов, от которого будет зависеть эффективность изучения английского языка. Учебник должен быть построен методически правильно, оснащен интересными и полезными материалами, качественными закрепляющими упражнениями. Скучное пособие может отбить всякую охоту заниматься изучение языка. Сегодня на рынке представлен широчайший выбор учебников, как отечественных, так и зарубежных. Именно поэтому так сложно подобрать такое пособие, которое окажется наиболее подходящим. Разнообразие и доступность книг для изучения языков упростило задачу, но и одновременно усложнило выбор.

Проанализировав представленные разными издательствами на нашем рынке пособия для изучения английского языка в младшей и средней школе, я остановилась на издательстве Макмиллан, поскольку здесь имеется самый широкий выбор УМК. Каждый учебник разделен на несколько уровней, что позволяет выбрать тот, который соответствует уровню знаний детей. Темы и задания в учебниках подобраны с учетом интересов различных возрастных групп. Яркие, современные и увлекательные, они являются неотъемлемыми помощниками учителя в обучении и мотивировании. Все учебники построены таким образом, чтобы развивать все языковые навыки учащихся: письменная речь, чтение, восприятие на слух и разговорная речь.

Все курсы включают подробные книги для учителей, которые содержат поурочные планы, дополнительные здания и копируемый раздаточный материал для работы на уроке. Форма подачи материала в этих пособиях - учебник с изложением материала от простого к сложному. Представленные учебники можно использовать как для основных, так и для дополнительных занятий.

Начнем с Brilliant Russian Edition . Новое издание учебно-методического комплекта Brilliant , предназначенное для учащихся 2-4 классов, разработано специально для общеобразовательных учреждений РФ и соответствует Государственному стандарту начального общего образования по иностранному языку . Основные характеристики УМК: - интегрированный подход к обучению языковым навыкам и речевым умениям; - знакомство учащихся с реалиями и бытом разных стран (« Мир вокруг нас »); - формирование у учащихся навыков самостоятельного чтения («Читаем с удовольствием!»); - формирование у учащихся навыков оценки своих успехов в изучении языка («Мой языковой портфель»); - обучающие игры и проектные работы, стимулирующие интерес учащихся к изучению английского языка.

УМК Way Ahead - шестиуровневый курс английского языка, реализующий личностно- ориентированный подход в обучении детей младшего и среднего школьного возраста. Тематика, содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребенка, его возрастных (физических и психологических) особенностей.
Опыт использования УМК в российских школах показывает, что материал учебника позволяет учителю успешно выполнить все требования стандарта начального общего образования по английскому языку.

Macmillan Next Move - семиуровневый курс английского языка для учащихся 1-7 классов. В основе обучения английскому языку лежат диалоги, характерные для реальных жизненных ситуаций, интересные статьи о разных странах, красочные иллюстрации.
Комплект для учащегося включает в себя Книгу для учащегося, Рабочую тетрадь и DVD-ROM с видеоматериалом и дополнительными тренировочными заданиями. Учительский комплект состоит из Книги для учителя, DVD-ROM для работы в классе на интерактивной доске, кода к интернет-ресурсу Teacher Website с дополнительным методическим и дидактическим материалом. Дополнительно предлагается аудиодиск для работы в классе.

Так же представлены другие УМК для развития дополнительных аспектов языка.

Если к основному курсу нужно подключить более углубленное изучение грамматики, то можно взять Macmillan Primary Grammar - трехуровневый курс практической грамматики английского языка для начальной школы.
Основные характеристики пособия:
. соответствие требованиям Государственного стандарта начального и основного общего образования;
. четкая структура уроков;
. Книга для учителя представлена на русском языке;
. интегрированный подход к формированию языковых (грамматических, лексических, фонетических) навыков и развитию речевых умений;
. упражнения на формирование правильного произношения;
. объяснение грамматических явлений на русском языке;
. использование игровых элементов при закреплении изучаемого грамматического материала.

На начальном этапе изучения языка важную роль играет изучение правил чтения. Для этого можно рекомендовать н аглядное пособие «Английский язык. Правила чтения», которое состоит из шести цветных плакатов, иллюстрирующих основные правила чтения:
. гласных букв в открытых и закрытых слогах;
. гласных перед ‘r’;
. сочетаний гласных букв;
. сочетаний согласных букв.
Основные характеристики:
. правила чтения даются на примере слов и предложений;
. данное пособие может быть использовано с любым УМК по английскому языку для начальной школы.

Для успешной сдачи экзаменов в старшей школе и в будущем для сдачи международных экзаменов нужны навыки, знания и опыт сдачи экзаменов в целом. Поэтому эти навыки мы можем формировать уже в младшей школе.

The Cambridge ESOL Young Learners English Tests - первый опыт сдачи экзаменов для младших школьников, и очень важно, чтобы он был положительным. Для этого авторы включили в сборники тестов яркие иллюстрации, а в Книге для учителя разместили методические рекомендации, как сделать подготовку к экзаменам Starters, Movers и Flyers интересной.

Основные характеристики:
. каждая из трех книг предлагает четыре полных теста соответствующего уровня;
. красочные иллюстрации на страницах тестов, превращающие монотонную тренировку в увлекательное занятие;
. материал тестов, написанный опытными преподавателями, методистами, экзаменаторами;
. в разделе Speaking picture представлены пошаговые инструкции по выполнению устной части экзамена;
. доступная для скачивания здесь Книга для учителя к каждому уровню, разъясняющая процедуру экзамена и содержащая дополнительные задания.

Некоторые представленные ранее УМК являются многоуровневыми и могут быть использованы для изучения языка и в средней школе. К ним можно еще добавить следующие пособия.

Hot Spot - курс английского языка, рассчитанный на учащихся от 10 лет и старше (5-9 классы) . УМК Hot Spot в максимальной степени учитывает особенности психологии подростков и их возрастные интересы, а познавательные тексты и рассказы, современный дизайн и прекрасные фотоиллюстрации способствуют повышению их мотивации к изучению английского языка.
Основные характеристики:
. разделы Check Your English в конце каждого урока способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельной работы;
. каждый раздел Extra special включает проектное задание;
. в Рабочую тетрадь включен «Дневник успеваемости», в котором ученик может фиксировать и оценивать результаты своей работы.

Motivate! - новый четырёхуровневый курс английского языка для подростков от 10 до 14 лет с разным уровнем языковой и культурологической подготовки.
Основные характеристики
. разнообразные виды упражнений, направленные на развитие коммуникативной компетенции;
. тщательная работа над развитием продуктивных умений и навыков - говорения и письменной речи;
. уникальная по своему наполнению Рабочая тетрадь, включающая в себя дополнительные упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков, развитие продуктивных видов речи, социокультурной компетенции и универсальных учебных действий.

Для расширения знаний по грамматике и практического их использования можно порекомендовать УМК Grammar Goals - новый шестиуровневый курс грамматики английского языка для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Великолепные иллюстрации, простые и понятные объяснения грамматических явлений, интересные примеры, отобранные с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся, разнообразные упражнения превращают изучение грамматики в увлекательное занятие! Задания в каждом разделе представлены тремя уровнями сложности Bronze, Silver и Gold, что не только повышает мотивацию учащихся, но и способствует развитию таких универсальных учебных действий, как планирование, рефлексия, самоконтроль и самооценка.

Первые три уровня Grammar Goals могут служить эффективным дополнительным пособием по грамматике к любому учебному курс для начальной школы, уровни 4-6 могут быть использованы в качестве дополнительного пособия в 5-7 классах.
Основные характеристики
. тщательно выстроенная система упражнений идеально подходит для работы в группах с разноуровневой подготовкой учащихся;
. задания экзаменационного характера позволяют использовать пособие как начальный этап подготовки к итоговой аттестации в школе или к международным экзаменам уровней Starter-B1;
. формат заданий способствует развитию критического мышления и метапредметных умений и навыков;
. особое внимание уделяется развитию умений в письменной речи, а именно умений писать электронное сообщение, рассказ, письмо личного характера, составлять описание и т. п.;
. CD-ROM к каждому учебнику содержит 50 дополнительных интерактивных упражнений; в СD-ROM к учебникам уровней 1-4 включён словарь в картинках .

Эффективность обучения иностранным языкам зависит от качества учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и государства. А выбор УМК зависит от целевой аудитории, уровня владения языком, стиля преподавания, от поставленных целей и предполагаемых результатов.

Какое бы учебное пособие мы не выбрали, всегда стоить помнить, что преподавание - это творческий процесс и уроки по любому УМК можно сделать интересными, познавательными и занимательными.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. АКМУЛЛЫ
Т.В. ИВАНОВА

И.А.СУХОВА

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Базовый курс лекций.

УФА 2008

УДК

Иванова Т.В., Сухова И.А., Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть III. – Уфа: Издательство БГПУ,

Учебное пособие освещает наиболее актуальные проблемы современной теории и практики обучения иностранным языкам, а также основные методические категории в контексте новой образовательной политики. Пособие адресовано студентам языковых факультетов педагогических вузов, а также учителям и преподавателям иностранных языков.


Рецензенты: кафедра методики преподавания иностранных языков

и 2-го иностранного языка БГПУ;

Т.Д.Шабанова, д-р филол. н., профессор (БГПУ);

Л.К.Мазунова, д-р пед.н., профессор (БГУ).

Лекция 1

Современные отечественные и зарубежные УМК

по иностранным языкам для различных этапов обучения и для

различных типов учебных заведений. Критерии их анализа. … 4

Лекция 2

Стандарты и программы по иностранным языкам (ИЯ).

Система уровней владения ИЯ в языковом образовании.

Зарубежные стандарты и требования международных

сертификационных экзаменов……………………………………. 12

Лекция 3

Современные технологии обучения иностранному языку.

Компьютерное обучение иностранному языку.

Игры на уроках иностранного языка.

Проект в преподавании иностранного языка. ………………….. 32

Лекция 4

Особенность профессиональной деятельности учителя иностранного

языка. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка.

Специфика взаимодействия учителя и учащихся в процессе

обучения иностранному языку…………………………………….. 54

Лекция 5

Теоретические и методические основы обучения ИЯ в детских

дошкольных учреждениях и в начальных классах общеобразо-

вательных школ. ……………………………………………………. 61

Лекция 6

Специфика методики обучения второму иностранному языку….. 78

Лекция 1

Современные отечественные и зарубежные УМК

по иностранным языкам для различных этапов обучения и для

различных типов учебных заведений. Критерии их анализа.
Проблемы для обсуждения:


  • Новые УМК по иностранным языкам как один из возможных эффективных путей повышения качества обучения ИЯ в общеобразовательных учреждениях.

  • Основные характеристики (параметры) современного учебника ИЯ.

  • Исходные принципы построения современного учебника ИЯ.

  • Рекомендации по отбору учебников и учебных материалов для формирования различных коммуникативных навыков и умений.

***

Проблема разработки государственных и региональных стандартов, учебных программ, планов, учебно-методических комплектов (УМК) также как и вопросы постановки целей и задач, отбора содержания обучения ИЯ являются основополагающими как в отечественной, так и в зарубежной методике.

Одним из возможных эффектных путей повышения качества обучения иностранному языку в средних общеобразовательных учреждениях является разработка и внедрение новых УМК.

Состав современных отечественных и зарубежных УМК может незначительно варьироваться, но если этот УМК претендует на эпитет «современный», - как указывает Е.Н.Соловова, - то у него должна быть определенная инвариантная часть, в которую входят, в первую очередь, книга для учащихся, т.е. учебник, аудиокассеты и книга для учителя (ср. часть 1 настоящего пособия, лекция 7).

Наличие рынка учебников, возможность самому выбрать основное средство обучения для своих учеников - важная примета нашего времени.

Учебник – как ядро системы средств обучения, основной компонент, «управляющий деятельностью учителя и учащихся, отражающему определенный концептуальный подход к обучению ИЯ, цели, принципы, содержание обучения, что в свою очередь определяет стратегию и тактику, систему обучения в целом» (М.В. Якушев). Проблеме учебника посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых (И.Л. Бим, Д.Д. Зуев, Е.И. Пассов, Н.И. Тупальский, H. Funk, G.Neuner, C. Nodari, B. Kast, B-D. Mueller и др.).

Практическая значимость результатов исследованй в области создания учебников иностранного языка (УИЯ) состоит в выявлении существенных свойств современного учебника и формулировке объективных требований к главному средству обучения.

Вариативность содержания и целей обучения ИЯ и расширение рынка учебной литературы за счет появления все новых учебников, изданных в России и за рубежом, обуславливают потребность в выборном подходе к учебникам, их всестороннем анализе и личностной оценке.

Практика показывает, что многие учителя ИЯ испытывают трудности при выборе и оценке учебника, в определении его пригодности для работы в конкретных условиях обучения.

Выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект (УМК), учителю следует исходить из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих учащихся, своего менталитета.

Отобранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны (И.Л. Бим). Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к УИЯ. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанные с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:


  1. соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

  2. целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

  3. ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

  4. мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).
Данные характеристики следует считать инвариантными, т.е. свойственными всем учебникам.

Для построения и анализа УИЯ не меньшее значение имеют методические требования к его созданию, т.к. они концептуально обосновывают, чему и как учить.

В настоящее время известно более 300 схем и моделей анализа УИЯ, но наиболее значимыми являются 15 отобранных параметров оценки УИЯ, составляющих педагогическую норму и систему ориентиров при анализе УИЯ:

2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучаемых, в том числе на навыки и умения в родном языке.

3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.

6. Разнообразие видов текстов.

7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.

8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.

9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.

10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.

11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).

12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.

13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.

14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.

15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение (М.В. Якушев).

Учебник, вернее весь УМК, по мнению И.Л. Бим, является микромоделью системы обучения в целом. Эта микромодель отражает все компоненты системы: цели, содержание, принципы, приемы, средства обучения, учебно-познавательный процесс.

Основные существенные характеристики современного УИЯ в толковании И.Л. Бим следующие:

1. Функции учебника как основного средства обучения, определяющего деятельность учащегося и определяющего взаимодействие его с другими учащимися и учителем.

2. Назначение учебника служит не застывшей логической схемой готовых знаний, подлежащих передаче, не хранилищем иноязычного материала, предназначенного для усвоения, а развернутой «программой» учебной работы, направленной на овладение иноязычной коммуникативной деятельностью и на её осуществление, на воспитание и общее образование учащихся

3. Способность учебника выступать в качестве овеществленной модели системы обучения иностранным языкам на трех уровнях рассмотрения: как обобщение и отражение во взаимосвязи всех основных явлений и процессов данной объектно-предметной области (макроподход), как воплощение (продукт) методической (концептуальной) системы, являющейся индивидуальной социально обусловленной интерпретацией макросистемы в её приложении к определенному иностранному языку и, наконец, как модель педагогического процесса, воссоздающая его в знаковой форме.

4. Способность учебника представить в сокращенном, обобщенном, интегрированном и концентрированном виде все компоненты системы, отраженные в основных методических категориях, а именно: цели обучения, содержания обучения, педагогический процесс (процесс формирования иноязычных знаний, навыков и умений в различных формах учебной деятельности), приемы и средства обучения во всем их разнообразии (включая ЭВМ).

5. Способность учебника объединять вокруг себя все остальные средства обучения и выступать в качестве целостного учебно-методического комплекта, т.е. служить системой реализации основных нужд современного педагогического процесса: организовывать (планировать) и материально обеспечивать урок, осуществлять взаимодействие между классно-урочной и внеклассной работой, между работой под руководством учителя и самостоятельной работой и т.п.

6. Способность учебника (всего учебно-методического комплекта) выступать в функции «управляющего устройства», организующего как деятельность учащихся, так и деятельность, учителя, дифференцированно управляющего ими и обеспечивающего их взаимодействие.

7. Способность учебника не только активно воздействовать на педагогический процесс, но и приспосабливаться (адаптироваться) к реальным условиям его протекания в целях приобщения индивида к иноязычному речевому поведению (в определенных пределах), к иноязычному общественному опыту, к культуре страны изучаемого языка, к включению его в диалог культур.

Государственный стандарт общего образования (2004 г.) дает следующие рекомендации по использованию действующих учебников и УМК: в образовательном процессе общеобразовательными учреждениями могут быть использованы учебные издания, имеющие гриф Минобразования России или органа управления образованием субъекта Российской Федерации. Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утверждены приказом Минобразования России от 15 января 2004 г., № 111 (Перечень учебников опубликован в ИЯШ № 5, 6 за 2005 г.).

При введении федерального компонента государственного стандарта общего среднего образования приоритетное положение занимают те концепции/системы обучения иностранным языкам, которые реализуют личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный и социокультурный подходы в обучении иностранным языкам.

В условиях формирования единого европейского и мирового пространства, которое сочетается со стремлением наций сохранить свою языковую и культурную индивидуальность, достижение требований федерального компонента государственного образовательного стандарта реально возможно только при всемерной поддержке многоязычного школьного образования. Система школьного образования должна обеспечить учащимся широкий выбор иностранных языков, поддерживать и обеспечивать при наличии условий (обеспеченность педагогическими кадрами, учебниками) изучение вторых иностранных языков за счет регионального и школьного компонента. Это расширяет возможности междисциплинарного и межличностного общения российских граждан в современном мире.

При соизучении языков и культур особое внимание следует уделить аутентичности и ценностной значимости иноязычных материалов, используемых на уроках иностранного языка, для формирования у учащихся представлений о современном поликультурном и многоязычном мире, об общечеловеческих и национальных ценностях, культурном наследии родной и зарубежных стран. Используемый в учебном процессе иноязычный культуроведческий материал должен отвечать возрастным особенностям, когнитивным и коммуникативным возможностям школьников на каждой ступени обучения иностранным языкам в средней школе (И.Л. Бим, В.В. Сафонова, А.В. Щепилова. Методическое письмо. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования).


  • сохранение единого образовательного пространства;

  • создание условий для организации и обеспечения образовательного процесса на основе выбора учебников образовательным учреждением;

  • реализация преемственности содержания образования в образовательных учреждениях;

  • обеспечение реализации принципа вариативности образования;

  • формирование заказа на учебники органами управления образованием и образовательными учреждениями
(И.И. Калинина. О федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации на 2005/2006 учебный год).

В настоящее время на российском рынке появилось много зарубежных учебников и учебных материалов. Они находят все более широкое распространение в силу следующих качеств: коммуникативной направленности, соответствия международным стандартам, большего количества аутентичных материалов и прекрасной полиграфии (Е.С. Бабикова). Все это положительные факторы, т.к. появление альтернативных учебников и УМК предоставляют учителю возможность широкого выбора, способствуют реализации его творческого потенциала. Однако учитель при выборе зарубежного учебника должен учесть свои личностные особенности, особенности своих учеников, а также конкретные условия обучения, специфику школы, в которой он работает.

Зарубежные учебники, как правило, содержат очень много занимательных коммуникативных упражнений, особенно по лексике, грамматике, проектные задания, прекрасную систему памяток для самостоятельной работы учащихся, иллюстрированный материал в качестве опоры для высказывания в определенных речевых ситуациях, интересные аутентичные фабульные тексты.

При всех перечисленных достоинствах они не могут заменить отечественные УМК по следующим причинам:


  • во всех зарубежных учебниках нет тематической соотнесенности с государственными программами и образовательными стандартами России;

  • не всегда прослеживается четкая система работы над лексикой, особенно на этапе тренировки;

  • работа над текстом часто ограничивается уровнем навыков и не выводится в речь;

  • нет опоры на родной язык;

  • мало страноведческой информации в контексте диалога культур;

  • мало художественных текстов по проблемам молодежи;

  • не формируется целенаправленно рефлексия, не предусмотрено промежуточное подведение итогов, поэтому учителю самому приходится разрабатывать тесты, подбирать материалы для контрольных работ и т.д.
Несмотря на перечисленные недостатки, зарубежные учебники и учебные пособия могут быть успешно использованы в качестве источника дополнительной информации. Многие творчески работающие учителя включают зарубежные аутентичные учебные материалы в учебный процесс по иностранному языку на уроке и во внеурочное время.
Методические задачи:

  1. Ознакомьтесь с одним из УМК для средней общеобразовательной
школы и выберите адекватные способы проверки уровня

сформированности навыков и умений у учащихся в рецептивных

и экспрессивных видах речевой деятельности;


  1. Проанализируйте методические концепции целеполагания, отбора
содержания, комплекса упражнений в различных учебниках

иностранного языка (отечественных и зарубежных);


  1. Разработайте самостоятельно план урока по любому УМК.
Спланируйте работу учащихся по выделению смысловых

гипотез при работе над текстом.

Литература

Основная:

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку.

М: АРКТИ-ГЛОССА. - 2000.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. Базовый курс

лекций. М.: Просвещение. - 2002


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования // ИЯШ. – 2004. - №4.

4. Якушев М.В. Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебника

иностранного языка // ИЯШ. - 2000. - №1.
Дополнительная

1. Бабикова Е.С. Почему следует использовать при обучении немецкому

языку отечественные учебники // ИЯШ. - 2000. - №1.

2. Бим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания

современого учебника иностранного языка // ИЯШ. - 1999. - №6.


  1. Бим И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного
языка // ИЯШ. - 2000. - №1.

  1. И.Л.Бим, В.В.Сафонова, А.В.Щепилова. Методическое письмо.
О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального

компонента государственного стандарта общего образования // ИЯШ. –

5. Вудриф Б., Филимонова Л. Решение проблемы учебного пособия //

ИЯШ. - 2000. - №1.


  1. И.И.Калинина. О федеральных перечнях учебников, рекомендованных
(допущенных) Министерством образования и науки Российской

Федерации на 2005/2006 учебный год // ИЯШ. – 2005. - №5.

Учебно-методический комплект «Французский язык.IV класс» для общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением французского языка автора Э. М. Береговской создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данный УМК включает: · учебник в 2 частях; · книгу для учителя; · рабочую тетрадь; · аудиоприложение. Особенности УМК · коммуникативно-когнитивный подход в изучении французского языка; · чёткая структура каждого урока; · творческие развивающие упражнения с опорой на аудио- и зрительный ряд; · развитие коммуникативно-игровых способностей учащихся с помощью занимательных текстов, стихов, песенок, считалочек; · формирование интереса к культуре Франции, её традициям и обычаям. УМК «Французский в перспективе» адресован учащимся, изучающим французский язык в качестве первого иностранного языка на углублённом уровне. Главная цель обучения французскому языку, нашедшая своё отражение в методической концепции курса «Французский в перспективе» – формирование у учащихся коммуникативной компетенции, проявляющейся в их способности и готовности к межкультурному общению, а также развитие всех её компонентов: лингвистического, социолингвистического, дискурсивного, социокультурного, компенсаторного и социального, – достигается при работе с текстами различных жанров и стилей, а также с помощью тренировочных и творческих заданий и упражнений. Кроме того, учебно-методические комплекты данной линии осуществляют эстетическое воспитание, расширяют кругозор и разносторонне развивают личность учащегося. Среди основных принципов обучения выделяются: Общедидактические принципы: - наглядность (как визуальная, так и аудитивная); - доступность и посильность; - систематичность и поэтапность предъявления учебного материала; - сознательность и прочность усвоения; - творческая активность. Психологические принципы: - учёт возрастных особенностей учащихся; - учёт индивидуальных особенностей учащихся. Методические принципы: - коммуникативная направленность учебного процессана основе его ситуативной обусловленности; - учёт специфики родного языка; - преобладающая роль упражнений на всех этапахформирования навыков и умений в различных видах речевой деятельности; - концентрическая организация учебного процесса. Книги отличаются современной методической концепцией, четкой организацией каждого урока, занимательными текстами, творческими, развивающими упражнениями, сов ременным красочным оформлением. Учебно-методические комплекты для начальной школы обеспечивают достижение развивающих и образовательных целей обучения на данном этапе, дают возможность развития коммуникативно-игровых способностей учащихся, являются основой для формирования интереса к культуре Франции, ее традициям и обычаям В данном УМК наблюдается регулярная повторяемость изучаемого языкового материала в варьируемых ситуациях, контекстах при использовании различных форм работы, включая игровую деятельность. Авторы придают большое значение последовательному, систематическому использованию игровых моментов в учебном процессе. Преимущества данного УМК: 1. Четкая структура содержания УМК и соответствие заданий разных компонентов друг другу. 2. Благодаря цветному изданию учебника и рабочей тетради наблюдается повышенный интерес к выполнению заданий у учеников; 3. Соответствие тем текстов, аудиозаписей и содержанию в целом интересам и возрастным психологическим потребностям учащихся данного возраста. Недостатки данного УМК: 1. Упражнения по текстам и грамматическим темам однотипны. 2. Недостаток информации по истории и страноведении стран изучаемого языка. 3. Отсутствие аутентичных текстов.

Требования к УМК по английскому языку с учетом ФГОС

В настоящее время требования, предъявляемые к планируемым результатам обучения, заставляют современного педагога-учителя особо тщательно подходить к вопросу выбора учебно-методического комплекса. Качество образования и качество урока напрямую зависят от качества используемого учебного пособия. Данная проблема еще более актуальна при обучении иностранному языку, т.к. специфика предмета определяет возможность искусственного создания языковой среды не только во время аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы. Таким образом, тот самый пресловутый учебник должен быть предельно приближен и соответствовать нормативам того языка, на котором говорят носители языка в реальной жизни. С другой стороны учебник должен быть настолько логично и прозрачно сконструирован, чтобы обучающийся мог воспользоваться им для самообучения и самообразования.

Поскольку задача современной образовательной системы, по определению ФГОС, – не «напичкать» обучающегося фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, т.е. сформировать у него универсальные учебные действия, учебник выступает в функции навигатора получения знаний

− гуманитариации;

− научности;

целостности картины мира;

культуросообразности;

непрерывного общего развития каждого ребенка;

− наглядности;

инструментальности;

интерактивности.

Современный учебник также характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор и игры стилей.

При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, на наш взгляд, должны быть следующие:

является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;

соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

доступен ли данный курс учителю и ученикам.

К тому же, выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект, учитель исходит из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих обучающихся.

Выбранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны . Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику ИЯ. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:

1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

4. Мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).

На сегодняшний день создано много новых альтернативных учебников по английскому, немецкому, французскому языкам, построенных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках: лингвистике, психологии, психолингвистике, дидактике, и учитель-профессионал должен хорошо ориентироваться в этом море учебников и учебных пособий по иностранному языку. Как сделать правильный выбор?

Существует более 300 схем и моделей анализа учебника ИЯ, но наиболее значимыми являются 15 отобранных параметров оценки учебника ИЯ, составляющих педагогическую норму и систему ориентиров при анализе учебника иностранного языка:

2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучающихся, в том числе на навыки и умения в родном языке.

3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.

6. Разнообразие видов текстов.

7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.

8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.

9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.

10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.

11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).

12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.

13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.

14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.

15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение .

Особое внимание привлекают к себе три учебно-методических комплекса по английскому языку:

УМК «Английский с удовольствием» (авторы М.З. Биболетова и др.);

УМК «Английский язык» (под редакцией В.П. Кузовлева);

Анализ данных УМК проводился по тем требованиям, которые мы обозначили выше.

Наиболее удачным среди сравниваемых комплексов, на наш взгляд, является УМК “Английский в фокусе” Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Подоляко и В.Эванс, среди создателей которого присутствуют методисты, авторы серий УМК британского издательства «Express Publishing » Д.Дули и В.Эванс. Он создан на основе Примерных программ поИЯс учетом требований ФГОС, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является отличительной особенностью УМК.

«Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений является продолжением серии «Английский в фокусе» (“Spotlight ”) для начальной школы. УМК рассчитан на 3 часа в неделю (90 часов аудиторной работы и 12 резервных уроков), но легко поддается перепланированию на 6 часов аудиторных занятий в неделю.

Основные характеристики УМК для 5–9 классов :

аутентичность значительной части языковых материалов;

системность, цикличность изучения материала;

высокая степень технологичности работы;

адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;

интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;

личностная ориентация содержания учебных материалов;

включенность родного языка и культуры;

наличие аппарата для контроля и самоконтроля («Портфолио ученика»)

воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.

УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов состоит из следующих компонентов:

Учебник;

Рабочая тетрадь;

Языковой портфель;

Книга для учителя;

Книга для чтения (с CD );

Контрольные задания;

CD для работы в классе;

CD для самостоятельной работы дома;

Интернет-страница курса (www .spotlightinrussia .ru )

Учебник состоит из тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков (по 40-45 минут):

Уроки a , b , c – введение нового лексико-грамматического материала.

Урок речевого этикета (English in Use).

Уроки культуроведения стран изучаемого языка (Culture Corner ), России (Spotlight on Russia ) для развития социокультурной компетенции.

Раздел Study Skills посвящен освоению общеучебных умений, а также знакомит учащихся с рациональными приемами изучения иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.

Урок дополнительного чтения построен на межпредметной основе (Extensive Reading . Across the Curriculum ).

Материл для самопроверки и рефлексии объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля.

Справочные материалы учебника построены с учетом самостоятельности их использования учащимися. Грамматический справочник выполнен на русском языке.

Поурочный англо-русский словарь.

Рабочая тетрадь (Workbook ) включает рубрику Translator ’s Corner . В конце Рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы. Раздел повторения (Revision Section ) посвящен типичными затруднениями учащихся. Рабочая тетрадь выполнена в цвете.

Языковой портфель (My Language Portfolio ) предназначен для развития умений самоанализа и самооценки учащихся и включает рекомендации по выполнению

письменных творческих работ и записей на аудиокассету самостоятельно выполненных заданий.

Книга для чтения (Reader ) – это адаптированные варианты образцов классической (в том числе детской) литературы.

УМК для 5 класса – «Джек и бобовое зернышко»

УМК для 6 класса – «Алиса в стране чудес»

УМК для 7 класса – «Питер Пэн»

УМК для 8 класса – «Кентервильское привидение»

УМК для 9 класса – «Пигмалион»

Книга для учителя (Teacher ’s Book ) является составной частью учебно-методического комплекта «Английский в фокусе». Она содержит материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий на определенном этапе обучения, тематическое и поурочное планирование, ключи к Рабочей тетради, Контрольным заданиям и Книге для чтения, сценарий для постановки пьесы по Книге для чтения и необходимые для этого рекомендации. В Книге для учителя также представлены материалы для оценки знаний и умений учащихся.

Контрольные задания (Test Booklet ) включают десять контрольных заданий в двух вариантах, которые выполняются по завершении работы над каждым модулем. В сборнике также дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий для аудирования. Все контрольные задания можно ксерокопировать. Сборник контрольных заданий обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе.

Одной из отличительных особенностей серии «Английский в фокусе» является последовательное обращение к знаниям, получаемым школьниками из других предметов (Across the Curriculum ) и наличие материалов о России, ее достижениях в различных сферах, обычаях, географии, культуре (Spotlight on Russia ).

Главным достоинством УМК «Английский в фокусе» авторов Ю. Ваулиной, Д. Дули, О. Подоляко, В. Эванс на наш взгляд является обеспечение личностной и социальной успешности обучающихся, более полный учет их индивидуальных потребностей; согласование образовательных запросов семьи, общества и государств; повышение эффективности, качества и доступности школьного обучения. Все вышеперечисленные положительные характеристики УМК «Английский в фокусе» ведут к повышению качества урока и качества образования в целом.

Толокнова Галина Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУСОШ № 6
Населённый пункт: г.Балей Забайкальского края
Наименование материала: статья
Тема: УМК по иностранным языкам как средство реализации ключевых параметров ФГОС нового поколения.
Дата публикации: 29.01.2017
Раздел: среднее образование

УМК по иностранным языкам как средство реализации ключевых

параметров ФГОС нового поколения.

Введение
. В настоящее время требования, предъявляемые к планируемым результатам обучения, заставляют современного педагога-учителя особо тщательно подходить к вопросу выбора учебно-методического комплекса. Качество образования и качество урока напрямую зависят от качества используемого учебного пособия. Данная проблема еще более актуальна при обучении иностранному языку, т.к. специфика предмета определяет возможность искусственного создания языковой среды не только во время аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы. Таким образом, учебник должен быть предельно приближен и соответствовать нормативам того языка, на котором говорят носители языка в реальной жизни. С другой стороны, учебник должен быть настолько логично и прозрачно сконструирован, чтобы обучающийся мог воспользоваться им для самообучения и самообразования. Поскольку задача современной образовательной системы, по определению ФГОС, не «напичкать» обучающегося фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, т.е. сформировать у него универсальные учебные действия, учебник выступает в функции навигатора получения знаний . Более 10 лет назад перед нами, учителями английского языка Балейского района встала задача- какой же учебник нам заказывать для дальнейшей работы? Учебником Кузовлева В.П. особо не восхищались, там перенасыщенность, мало текстов для чтения, не систематизирован грамматический блок. Учебник Клементьевой, Шэннон был интересный, насыщенный, но там не было нормального словаря в конце учебника, мало текстов для чтения. Грамматика хорошо систематизирована, много практических упражнений, но много диалогов, причем больших. После прохождения курсов повышения квалификации несколькими учителями на заседании РМО учителей английского языка, по рекомендации свыше мы стали работать по УМК Биболетовой М.З. 3
Глава 1.
1.1
Чем же нужно руководствоваться сейчас? какой методический комплект выбрать? Смотрим на содержание. Содержание современного учебника определяется следующими принципами: − научности; − целостности картины мира; − культуросообразности; − непрерывного общего развития каждого ребенка; − наглядности - интерактивности
1.2
. При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, на наш взгляд, должны быть следующие: − является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты; − соответствует ли данный курс требованиям ФГОС; − соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям; − развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности; − обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление; − доступен ли данный курс учителю и ученикам. К тому же, выбирая тот или иной учебник или целостный учебно- методический комплект, учитель исходит из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих обучающихся. Отобранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны . Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику. 4
Глава 2.
2.1
. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник: 1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК); 2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника); 3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности) УМК Биболетовой М.З. рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Содержание курса соответствует требованиям федерального компонента нового государственного стандарта общего образования по иностранным языкам. Целью УМК “Enjoy English” является комплексное решение задач, стоящих при изучении английского языка, а главное, формирование коммуникативной компетенции учащихся. Коммуникативные умения учащихся формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из речевых потребностей и возможностей.
2.2.
Учебники для начальной школы состоят из 68 уроков, что соответствует учебной нагрузке по иностранному языку, предусмотренной стандартом (2 часа в неделю). Учебный материал структурирован по учебным четвертям. В конце каждой четверти предусмотрено выполнение учащимися проверочных работ, которые позволяют оценить коммуникативные умения второклассников - четвероклассников в аудировании, чтении, письме и устной речи, убедиться в том, что основной языковой и речевой материал ими усвоен. Поэтому на заседании РМО учителей английского языка школ нашего города было принято решение использовать именно этот УМК Биболетовой М.З. при обучении английскому языку, начиная со второго класса. 5
Учебные пособия “Enjoy English” помогают воспитывать и развивать учащихся: задания сформулированы таким образом, что они позволяют давать определенные моральные установки и нравственные нормы. Курс “Enjoy English” дает детям основные ценностные ориентиры. Воспитывает ответственных учащихся, которых беспокоят судьбы общества, которые ответственно подходят к своим поступкам, воспринимают основные базовые ценности, любят семью и уважают семейные ценности. При обучении диалогической речи много заданий на составление диалогов этикетного характера, обсуждение ситуаций, требующих морального выбора.
2.3
. Возьмем УМК «Enjoy English» для 2 класса. Он позволяет успешно реализовать основную цель обучения английскому языку: формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, а именно: способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определённых федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам и примерной программой по английскому языку. Весь УМК включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, аудио и видеокассеты, книгу для учителя. Учебники помогают создать прекрасные естественные условия для овладения языком через разнообразный сюжетный материал. Ролевые игры, познавательные, лингвистические упражнения, забавные рифмовки, задорные песни позволяют школьникам решать сложные коммуникативные задачи, усвоить учебный материал на доступном уровне. Он дает достаточно возможностей для формирования самостоятельной учебной деятельности детей: учитывая возраст учащихся и их небольшой лексический запас, все формулировки заданий даны на русском языке. Сами задания содержат очень подробные и четкие речевые опоры, необходимые для их выполнения; упражнения на обучение чтению сопровождаются аудиоприложением; задания в рабочей тетради имеют образцы выполнения. В приложении учебника имеется английский алфавит, грамматический справочник, таблица транслитерации и англо-русский словарь, в котором приведены слова и их транскрипция, помогающая детям вспомнить звуковой образ слова. Учебник оказывает достаточную помощь ученику в самостоятельной учебной работе, ребенок может самостоятельно справиться с домашним заданием, если пропустил уроки. Технология формирования у детей техники чтения в УМК“Enjoy English-2” учитывает школьный опыт учеников в изучении родного языка, возрастные особенности второклассников, дает осознанные овладения техническими навыками чтения, опирается на родной язык, ориентирована на развитие способности к общению. 6
При обучении технике чтения используется подход “от буквы к звуку”, который считается не очень эффективным. Но знакомство с буквами происходит на протяжении всего устного периода – первого полугодия, где на каждом уроке дети знакомятся с одной буквой английского алфавита, запоминают её название и звуки, которые она может обозначать. При знакомстве с буквой я обязательно пишу транскрипционный знак, проговариваем этот звук и сразу же вспоминаем знакомые слова, где встречается этот звук и буква. Поэтому ко второму полугодию, когда начинается этап обучения чтению, дети знают весь алфавит и все английские звуки, а это им позволяет без труда запоминать правила чтения и читать слова, предложения, тексты. Учебник “Enjoy English” обеспечивает осознанное овладение грамматической стороной устной речи. В этом курсе обучение грамматике происходит с опорой на сознание путём грамматического моделирования, а моделирование в возрасте 8 лет психологи считают наиболее естественной формой обучения обобщённым действиям. В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры. В процессе обучения удается реализовать три функции модели: обобщающую – модель обслуживает большое количество фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением. Планирующая функция модели предполагает, что дети самостоятельно конструируют фразы и высказывания с опорой на модель; контролирующая функция- это учитель обращает внимание ученика на модель, если тот допустил ошибку, и тогда он может самостоятельно найти и устранить свою ошибку. Также учебник содержит правила английского языка, которые представляет умный Мистер Рул, и грамматический справочник. Большое внимание уделяется формированию орфографических навыков и творческой письменной речи. Для формирования орфографических навыков используется цветовая сигнализация: гласная буква в открытом слоге – красный цвет, гласная в закрытом слове – зелёный, согласная – синий, не читающаяся буква – черный, сочетания гласных – оранжевый. Для формирования и развития творческой письменной речи подобраны разнообразные упражнения: вставить в слова пропущенные буквы; записать слова с определёнными звуками; составить слова из букв, буквосочетаний; решить кроссворды, выписать из текста слова, словосочетания и предложения; заполнить таблицу по образцу. Более сложные задания, но интересные 7
направлены на развитие творчества: подписать картинки, ответить письменно на вопросы к тексту, закончить предложения, пользуясь рисунком; описать персонаж учебника; написать письмо от имени сказочного героя; нарисовать своего питомца и написать рассказ о нем и т.д. Очень интересны для второклассников предложенные в УМК темы и ситуации для общения. Учебник для второго класса имеет сюжетное построение, в соответствии с которым дети являются актёрами детского театра, что позволяет им многократно проигрывать типичные ситуации общения, такие как “Знакомство”, “Проведение свободного времени с семьёй”, “Покупки в магазине” и т.д. Детские потребности в иноязычном общении удовлетворяются сполна. В УМК “Enjoy English” удачно реализуется принцип доступности, учитываются возрастные возможности детей. Есть упражнения для индивидуальной работы, для диалогической речи, парной и групповой работы. Особое внимание уделено проектной деятельности. Перед каждым проектом даётся подробное пояснение на русском языке. И что важно, есть много упражнений повышенной сложности для сильных, способных учеников. “Enjoy English” Биболетовой М.З. развивает большой интерес к овладению английским языком. Каждый урок – это небольшое приключение, конкурс, экскурсия или праздник, поэтому детям очень нравится этот учебник. Ролевые игры, познавательные, лингвистические упражнения, забавные рифмовки, задорные песни позволяют школьникам решать сложные коммуникативные задачи, усвоить учебный материал на доступном уровне. Они любят уроки английского языка и ждут их, и уроки проходят живо, интересно, с большим удовольствием.
2.4.
Так представлена линейка учебников издательства «Титул»: Учебники "Enjoy English" для 5 - 9 классов - это:  интересное содержание и современные технологии  соблюдение преемственности между всеми учебниками, позволяющей легко продвигаться в овладении английским языком от класса к классу  возможность научиться общаться с людьми, говорящими на английском языке в устной и письменной форме (в частности, через Интернет), представлять культуру своей страны  увлекательные сюжеты учебников, живой современный английский язык 8
 занимательные ролевые игры, развивающие и творческие задания, краткосрочные и долгосрочные проекты, сценарии внеклассных мероприятий  дифференцированные задания для учащихся с разными интересами и разными языковыми способностями  обширный справочный материал, помогающий научиться самостоятельно совершенствоваться в английском языке  оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка овладению языком  современные формы контроля в формате единого государственного экзамена
2.5
. Создание новой редакции УМК для 5 и 6 класса обусловлено процессом модернизации содержания школьного образования. В них последовательно реализуются наиболее прогрессивные идеи в области педагогики и методики обучения иностранным языкам - личностно- ориентированный, компетентностный, деятельный и коммуникативно- когнитивный подходы к обучению. Соответственно, прослеживается использование в образовательном процессе новых педтехнологий, таких как метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповая работа и другие, способствующих достижению трех групп образовательных результатов: предметных, личностных и метапредметных. Они все обозначены в федеральном государственном образовательном стандарте, примерной программе и Рабочей \Авторской программе для 5-9 классов. В новой редакции УМК  соблюдены сбалансированное и взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, направленность на развитие коммуникативных и когнитивных способностей ученика.  сохранен сюжетно-тематический подход к отбору содержания учебника  сохранены рубрики “Word focus”, ”Grammar Focus”, ”Pronunciation focus”, “Look and learn” и добавлена рубрика “Be polite”.  учебник имеет четыре больших раздела соответственно учебным четвертям. Учебная деятельность предусматривает сочетания различных видов работ - индивидуальной, парной, групповой форм, а также регулярные проектные задания.  Существенно увеличено количество разножанровых текстов для чтения и аудирования, разработаны разнообразные задания к ним.  Разработана система контроля и самоконтроля (Test yourself, Progress check ,Key vocabulary)  Добавлен справочный материал (Cultural guide),позволяющий усилить социокультурную направленность процесса обучения иностранному языку
 Использованы современные эффективные технологии обучения (электронные учебные материалы) 9 Содержание учебника полностью соответствует требованиям ФГОС для 6 класса и строится на следующих концептуальных методических положениях: 1. Личностно-ориентированный подход ставится во главу угла в обучении. Он воздействует на все компоненты системы образования: цели и содержание обучения, приемы/ технологии обучения и на весь учебно- воспитательный процесс. Такой подход способствует созданию благоприятной для школьника образовательной среды, ориентированный как на общие возрастные, так и на индивидуальные особенности школьника. 2. Деятельностный характер обучения направлен на выражение своей личностной позиции по поводу обсуждаемых проблем, в том числе на формирование критического мышления у школьников. Реализуется это через разные формы взаимодействия школьников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные). 3.Обучение имеет приоритетной целью коммуникативную, т.е. к концу класса ученик должен достигнуть уровня коммуникативной компетенции- допорогового уровня владения английским языком (уровень А2 согласно общеевропейской шкале). Курс построен на коммуникативно-ценном материале (тексты, ситуации общения, темы, ролевой репертуар). 4. Сбалансированное и взаимосвязанное обучение письменным и устным формам общения, в том числе разным формам устно-речевого общения, разным стратегиям чтения и аудирования. Эта позиция базируется на научно – обоснованных данных о том, что наиболее прочное и гибкое владение речевым материалом достигается про взаимосвязанном обучении всем видам речевой деятельности: в процессе чтения расширяется кругозор школьников, обогащается словарный запас на английском языке, который затем используется в продуктивных видах речи (говорении и письменной речи). 6. Дифференцированный подход к овладению языковым материалом с учетом того, как этот материал будет использоваться потом учащимися – продуктивно или рецептивно. 7.Аутентичность материала, используемого для обучения всем формам общения, как важнейший принцип для обеспечения реального общения. Этот принцип учитывается при отборе текстов для чтения и аудирования; ситуаций общения и ролей при проигрывании; при отборе иллюстраций и аудиоматериалов. Учебники содержат богатый текстовый материал разных жанров и стилей. 8.Социокультурная направленность. Данный принцип тесно связан с предыдущим. В курсе широко используются лингвострановедческие материалы, включая иллюстративные, которые дают школьникам возможность лучше овладеть английским языком через знакомство с бытом,
10 культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых английский язык является родным. 9. Учет опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способностей учащихся. Это подразумевает познавательную активность учащихся по отношению к явлениям родного и английского языка, сравнение и сопоставление двух языков на разных уровнях: языковом, речевом, социокультурном. 10.Использование эффективных современных педагогических технологий обучения, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, сделать его более увлекательным и продуктивным: обучение в сотрудничестве, метод проектов, речевые и познавательные игры, лингвистические задачи, индивидуальные и групповые проекты. 11.Привлечение современных обучающих средств и информационных ресурсов соответствующего иллюстративного, аудио - и мультимедийного учебного материала, интерактивных обучающих программ и в ряде случаев Интернета. 12. Создание условий для реализации индивидуального подхода к обучению школьников на разном уровне, с тем, чтобы учащиеся, имеющие выраженный интерес и потребности в овладении английским языком на более высоком уровне, могли удовлетворить свои познавательные потребности через следующие инструменты 1) выполнение заданий в Рабочей тетради в полном объеме, т.к. УМК содержит избыточное количество учебного материала (около 20%), позволяющего учителю проявлять вариативность в планировании учебного процесса. 2) выполнение проектных заданий, как групповых, так и индивидуальных с использованием ресурсов Интернета и других источников информации. 3)работа с обучающими компьютерными программами (ОКП), позволяющими работать школьнику в индивидуальном режиме, выполняя многочисленные дополнительные упражнения. Дифференциация заданий учебника, рабочей тетради, ОКП по характеру и степени трудности позволяют учителю учитывать различие речевых потребностей и регулировать индивидуальную учебную нагрузку. После нескольких лет работы по УМК для 8 класса хочу сказать, что учебник полностью отвечает всем критериям при выборе данного курса. Курс строится по коммуникативно-тематическому принципу, согласно которому совмещаются наиболее типичные задачи, решаемые учащимися данного возраста и наиболее близкие им сферы действительности. В учебнике четыре темы, которые включают многочисленные подтемы. 11
Учебник основан на реальных аутентичных ситуациях, рассчитан на обычную среднюю школу, в которой обучаются ученики с разными способностями, и для любого уровня есть дополнительные задания. Авторы используют коммуникативно-когнитивный подход к обучению. Ученики демонстрируют достигнутые умения на самых ранних этапах: работают над проектами, выполняют индивидуальные разноуровневые задания, пишут небольшие сочинения, привлекая местный материал, например, по теме «Я - лучший миру друг». Ученики поощряются к самостоятельному изучению языка и получают навыки самостоятельной работы. Задания на аудирование разнообразны и интересны. Тексты начитаны носителями английского языка и содержат различные звуковые эффекты, позволяющие создать атмосферу восприятия звучащего текста в реальных условиях. Есть задание на распознавание цифр и дат, отрицательные предложения. Задание «Заполни таблицу» имеет несколько вариантов. При формировании навыков аудирования большое внимание авторы уделяют самоконтролю. Тексты для чтения и упражнения определяют направление обсуждения той или иной темы, возможные механизмы решения вырабатываются совместно с учителем и учениками. В учебнике много разнообразных заданий на развитие просмотрового чтения: найди в тексте информацию (описание погоды, увлечения и т.д.), найдя значение слова из контекста, дополни недостающую информацию. Широко представлены упражнения с полным пониманием содержания: найди соответствие картинкам (иллюстрациям), ответь на вопросы, исправь логические или грамматические ошибки, составь таблицу, напиши краткое содержание. В учебнике представлены как репродуктивные упражнения, так и продуктивные и творческие. У учащихся развивается умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации о погоде и климате Британии и России, об особенностях исследования космоса, о природных бедствиях в разных странах. Учебник развивает у учащихся общие и специальные учебные умения, знакомит с доступными способами и приемами самостоятельного изучения английского языка, в том числе с использованием новых информационных технологий. У учащихся развивается понимание важности изучения английского языка в современном мире и потребность пользования им как средством познания, общения, самореализации и социальной адаптации; воспитываются качества гражданина, патриота, гордость за свою страну на материале темы “Космос”, «Окружающая среда» и др. Учащиеся учатся пользоваться дополнительными источниками информации по теме “Экологические проблемы” из различных источников: энциклопедий, газетных статей и т.д., осуществляют информационную переработку иноязычных текстов, учатся рассказывать о программе телепередач и Британском телевидении на основе аутентичного текста. 12
Немаловажную роль играет социокультурный компонент учебника. Благодаря сюжету у детей возникает чувство сопричастности современного человека историческим корням мировой культуры. Сюжет позволяет познакомиться с историческим прошлым, бытом, реалиями, культурой современной Британии. Широко и разнообразно представлен страноведческий материал. Он не дублирует информацию из других учебников и, что немаловажно, способствует развитию логического мышления, языковой догадки и воображения. Учащиеся расширяют свои знания о культуре и традициях Англии при просмотре видеофильмов и видеофрагментов, при чтении аутентичных текстов и адаптированных художественных текстов. Учащиеся приобщаются к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка (Англии и США), знакомятся с традиционными праздниками и узнают о знаменитых людях этих стран, знакомятся с жизнью молодежи там и с проблемами молодых. В учебнике представлены интересные рубрики, страноведческий справочник, грамматический справочник, англо-русский словарь. Учебник насыщен интересным литературным материалом страны изучаемого языка. При обучении иностранному языку немаловажную роль играют проекты на уроке. Они позволяют обобщить уже изученный материал, проявить творчество, воспользоваться дополнительной литературой или информацией из Интернета. Учащимся предлагается определенная, взятая из реальной жизни проблема, знакомая и значимая для них. Чтобы ее решить, учащиеся должны приложить имеющиеся у них знания и сформированные умения и навыки, а также новые, над которыми им еще предстоит работать. При работе над проектом английский язык выступает как средство, с помощью которого учащиеся получают необходимые им сведения, и как способ общения друг с другом. Проекты могут быть долгосрочными, краткосрочными, индивидуальными и групповыми. По теме «Экология» обычно мы делаем проект о нашем поселке, который не так давно являлся загрязненным радиацией. Почему? Вот это учащимся и предстояло выяснить. Мы вместе ходили в Центральную районную больницу, на метеостанцию, в администрацию города, разговаривали с бывшими шахтерами. Собранные сведения обрабатывались, дети работали с русско-английскими словарями, составляли небольшие статьи, все оформляли в один проект. Интересен для детей проект «Почему Интернет?» Здесь они готовят в основном индивидуальные проекты. Проектная методика – один из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроках английского языка. 13 Заключение
В заключении делаем краткое обобщение рассмотренного материала и акцент делаем на том, что авторы УМК «Enjoy English» М.З.Биболетова, Н.Н Трубанева, Е.Е.Бабушис поставили своей целью комплексное решение задач, стоящих перед иностранным языком как одним из предметов общеобразовательной школы, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как готовность и способность учащихся общаться на английском языке в пределах, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, а также Примерными программами основного общего образования. Эта цель подразумевает развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке, развитие и образование учащихся средствами английского языка, а именно, осознание ими явлений действительности, происходящих в разных странах, через знания о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка; осознание роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других народов; понимание важности изучения иностранного языка как средства достижения взаимопонимания между людьми. А мы, учителя, являемся проводниками, помощниками учеников в достижении этой цели, используя учебно- методический комплект Биболетовой М.З. как эффективное средство реализации ключевых параметров ФГОС нового поколения.



Похожие статьи